Малый треугольник менеджмента

Эдуард Александрович Понуждаев, профессор, заведующий
кафедрой менеджмента и маркетинга Международного института экономики и права.

Малый
треугольник менеджмента (МТМ) раскрывает содержание коммуникативной подсистемы
делового общения, включающей вербальные, невербальные (паралингвистические) и
письменные средства передачи информации.

Вербальные
коммуникации (от лат. verbalis — словесный) являются наиболее распространенными
и обеспечивают различные сферы жизнедеятельности людей. С незапамятных времен
искусство красноречия и хорошие ораторы высоко ценились обществом, а
современная риторика унаследовала лучшие традиции античности, средних веков,
эпохи нового времени.

Многочисленные,
хотя и подчас противоречащие друг другу, представления о стилях литературного
языка и видах речи, правилах подготовки и произнесения речей, фонетических,
лексических и грамматических параметрах языка, а также приемах активизации
внимания собеседника превратили риторику в сложную научную систему знаний,
умений и навыков.

Чтобы
стать хорошим оратором, как и художником, музыкантом, спортсменом, недостаточно
быть одаренным и даже талантливым. Самостоятельное или «школьное» постижение
основ профессии, умноженное на упорство и многолетние тренировки, а также
постоянный самоанализ, — таков единственный путь к вершинам ораторского
искусства. Для большинства менеджеров он окажется извилистым и тернистым, но
зато и очень ценным.

Как
музыка существует благодаря нотам, а язык и литература опираются на алфавит,
так и риторика как наука родилась благодаря пятиэлементному канону построения
речи и учению об основных категориях.

Пятиэлементный
канон риторики

I.
Нахождение ( inventio)

II.
Расположение ( dispositio)

III.
Словесное выражение ( elocutio)

V.
Запоминание ( memiria)

V.
Произнесение ( actio)

Инвенция
(лат. inventio — находка, изобретение) — первая ступень работы над речью,
подготовка ее содержания, или в русском переводе «изобретение мыслей». В музыке
данным термином обозначают небольшую 2-3-голосную пьесу. Наиболее известный из
создателей таких произведений, выдающийся немецкий композитор Иоганн Себастьян
Бах (1685-1750) подчеркивал, что в них ученик «находит хорошие идеи» для
сочинений и игры.

Диспозиция
(композиция) — это расположение материала в определенной последовательности:

введение
(показ актуальности и значимости вопроса, подлежащего обсуждению);

основная
часть (общая характеристика проблемной области, детальный анализ проблемы,
причин ее возникновения, текущего состояния и перспектив развития, обсуждение
способов и средств полного или частичного решения);

заключительная
часть (принятие окончательного решения, определение сроков и ответственных за
выполнение намеченных мероприятий, подведение итогов).

Элокуция
— это экспрессивное выражение и орнамента — украшение речи, для чего используют
тропы и речевые фигуры.

Мемориа
— составление плана устного выступления и запоминание основной канвы
рассуждений, ярких фактов, имен, цитат, что позволяет оратору свободно общаться
с аудиторией.

Акция
— собственно коммуникативный этап (произнесение речи), умение создать
необходимую для общения атмосферу, наладить контакт с активной частью
слушателей, контролировать ситуацию, ощущая пульс аудитории, в течение всего
времени общения с ней. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.)
явился одним из создателей научной риторики. Значительный как по объему, так и
по ценности труд «Риторика» интересен для нас среди прочего и тремя важнейшими
понятиями ораторского искусства: этос, пафос и логос.

Этос
— уместность речи в аудитории, ориентация содержания на интересы слушателей.
Они могут принять или отвергнуть речь и самого оратора.

Пафос
— замысел автора, его позиция в исследуемом вопросе. Порой собственное мнение
лучше скрывать или слегка приоткрыть, но не выпячивать.

Логос
— лексические средства выразительности, последовательность и логичность
изложения материала, а также разнообразные приемы активизации внимания
собеседника и аргументации собственной позиции. Напомним некоторые из них:

«Зацепка»
— обсуждение факта, события, поиск общих интересов, знакомых людей, каких-либо
вещей. Пример: «Вам понравился отдых в N? Я тоже был в восторге и надолго
запомнил это место».

«Ссылка
на авторитет» — солидарность с мнением влиятельной личности или группы, оценка
важной проблемы специалистами, СМИ. Пример: «По данным МВД РФ лишь 8%
российских граждан имеют загранпаспорта».

«Салями»
— постепенная презентация («нарезка») информации собеседнику. Пример: «Вы
познакомились с типовыми продуктами нашей фирмы, но мы располагаем и
специальными предложениями».

«Да,
но …» — в случае возникновения осложнений в процессе общения не следует
давить на собеседника, а признать определенные рациональные моменты в его
подходе. Затем перейти к анализу недостатков. Пример: «Полагаю, Вы согласитесь,
что любая идея (проект) имеет не только положительные, но и отрицательные
стороны».

Невербальные
(паралингвистические) коммуникации многочисленны и разнообразны. Они не только
являются важным дополнением устной речи, но и нередко выступают
самостоятельными коммуникативными актами. В силу этих и других причин (скажем,
из-за существенных межэтнических, тендерных, возрастных отличий) невербальные
коммуникации из объекта специального научного знания превратились в
разветвленную систему с выраженной прикладной направленностью (см. таблицу).
Основные типы и виды невербальных коммуникаций приведены в первом столбце
таблицы. Тип коммуникации, в отличие от вида, имеет более сложную внутреннюю
структуру, подразделяясь на группы.

Таблица.
Система невербальных (паралингвистических) коммуникаций

Типы и виды коммуникаций

Области научного знания и группы

Приемы и средства

Оставить комментарий


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.