Сравнительный анализ стилей руководства

Реферат по дисциплине «Менеджмент» выполнил студент 2
курса очного отделения  ИИСУ
специальности «Математические методы в экономике» Легейда Александр.

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Государственный университет управления»,
Институт информационных систем управления

Москва – 2007

Введение

Организации,
добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что
имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного
руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое,
целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время
было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует
полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее
эффективным.

Вопрос
выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы.
Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве
самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении
и, прежде всего в работе с кадрами.

Командирский
стиль руководства был ведущим стилем в управлении социалистическими
предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план. А
где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку,
подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и
правовых установок.

Командир
должен был уметь пользоваться властью и не имел права высказывать сомнения в
безупречности своей линии поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен
был возражать. Такова была изначальная “этическая” гамма нашего руководителя со
времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и
десятилетия.

Многие
хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не
владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной
культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали
утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла
уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в
непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система
привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных
управленцев, поощряя иной тип руководителей – неукоснительно выполняющих
директиву “сверху” и жестких к подчинённым.

Сейчас
создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления
высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось,
в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством
коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной
ответственности и прочими недостатками.

Целью
этой курсовой работы является проведение сравнительного анализа стилей
руководства.

Предметом
исследования является теория и практика стиля руководства, оценка психологических
(социальных) и психологических (экономических) критериев эффективности труда.

В
курсовой работе рассмотрено многообразие определений понятия стиль руководства,
которые встречаются в современной научной литературе по управлению, это
многообразие определений свидетельствует о сложности социального явления,
отраженного в них.

Практическая
значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют
оценить стиль руководства и эффективность управленческой деятельности, как с
психологической, так и социально-экономической сторон, а также определить
влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации в целом.

Стили руководства

Наряду
с подчинёнными очень важно уделить внимание выбору стиля руководства. В
зависимости от целей деятельности фирмы он может быть авторитарным,
демократическим или либеральным.

Под
стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью
которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает
методы работы руководителя, организации деятельности, взаимоотношения в
коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей,
тип культуры и проч.

Исторически
первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике
является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на
отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их
связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его
руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает
между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Но
ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.

Во
многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который
апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический
руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными,
избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет
свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что
повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно
жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство
характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.

Исследования
показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два
раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество,
оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут настолько же
ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительней для
руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на
количественные результаты, а демократический – сложными, где на первом месте
выступает качество.

Там,
где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к
решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль
управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями
проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет
ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за
собой функции консультанта, арбитр, эксперта, оценивающего полученные
результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать
собственную работу.

Ниже
приводится сравнительная таблица характеристик стилей руководства:

Таблица
1. Сравнение различных стилей руководства.

Объект сравнения

Стили руководства

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.