Гражданско-процессуальный порядок (защиты прав и законных интересов граждан и организаций [Контрольная])

Киевский институт внутренних дел

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Гражданский процесс

Тема: Гражданско-процессуальный порядок (форма) защиты прав и законных
интересов граждан и организаций.

Преподаватель: Королевич Николай Степанович.

Студента 42 группы, IV курса факультета хозрасчетной заочной формы
обучения.

Малик Андрея Игоревича

№ зачетной книжки 3Х-95/311 №________________

дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044) 271-22-84

Киев 1999 г.

План.

1. Введение.

2. Компетенция судов, призванных осуществлять защиту прав и законных
интересов граждан и организаций.

3. Процессуальный порядок (формы) защиты прав и законных интересов граждан
и организаций

4. Заключение.

5. Литература.

Переход Украины к рыночным отношениям, демократизация общества
выдвинули на первый план права и интересы граждан. Демократическое общество
характеризуется широким спектром личных и имущественных прав и свобод. Но
что значат права и свободы без закрепления их в высшем государственном
правовом акте – Конституции, без их правового обеспечения, а также
обеспечения их соблюдения и защиты от нарушений.
В Украине на современном этапе ее развития происходит
усовершенствование правовой базы, которой закреплено правовое положение
граждан и организаций и установлены гарантии реализации и защиты их прав и
свобод, определенных Конституцией и другими законами Украины.
Конституционные нормы, в которых закреплены эти права и интересы, выступают
основой для детализации их в отраслевом законодательстве, регулирования
всех аспектов их действий и для определения юридических гарантий
реализации, а также для установления процессуального порядка защиты
субъективных имущественных и личных неимущественных (гражданских) прав,
охраняемых законом интересов и свобод, в том числе также средствами
гражданского процессуального права.
В частности, ст. 55 Конституции Украины гласит:
Права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или
бездействия органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных и служебных лиц.
Каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному
Верховной Рады Украины по правам человека.
Каждый имеет право после использования всех национальных средств
правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие
международные судебные учреждения или в соответствующие органы
международных организаций, членом или участником которых является Украина.
Каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать
свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.
Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает
государство обеспечить любому лицу эффективное средство правовой защиты в
случае нарушения его прав и свобод. Право на защиту для любого лица,
которое в ней нуждается, обеспечивается государством, его компетентными
судебными, административными или законодательными властями.
Среди этих средств защиты субъективных прав и свобод человека и
гражданина особо ответственная и эффективная роль принадлежит суду.
Демократические принципы судопроизводства становятся защитой от
некомпетентности или возможной предвзятости соответствующих лиц. К примеру,
в гражданско-процессуальном законодательстве предусмотрено, что любое
заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в
суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом
интереса. Стороны в суде – истец и ответчик имеют равные процессуальные
права, независимо от того, что истцом может быть гражданин, а ответчиком
орган государственной власти в лице его представителя.
Защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом,
арбитражным или третейским судом, товарищескими судами, профсоюзными и
другими общественными организациями, а в случаях, отдельно предусмотренных
законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке
(ст. 6 Гражданского кодекса Украины). Суды рассматривают :
o дела по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых
и кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре
является гражданин, за исключением случаев, когда решение таких
споров отнесено законом к ведению других органов;
o дела, которые возникают из административно-правовых отношений,
перечисленных в ст. 236 Гражданского процессуального кодекса
(некоторые нарушения закона о выборах, жалобы на действия
должностных лиц и др.);
o дела особого производства, перечисленные в ст. 254 Гражданского
процессуального кодекса (признание гражданина без вести
отсутствующим или умершим, усыновление детей, установление фактов,
которые имеют юридическое значение и др.).
Суды также рассматривают дела, в которых принимают участие иностранные
граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации (ст.
24 Гражданского процессуального кодекса).
На арбитражный суд возложено решение всех хозяйственных споров, которые
возникают между юридическими лицами, государственными и другими органами
(ст. 1 Закона «Об арбитражном суде»), в частности, при заключении,
изменении, прекращении и выполнении хозяйственных договоров и на других
основаниях, а также в спорах о признании недействительными актов
ненормативного характера (ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса
Украины).
Защита прав, которые возникают из брачно-семейных отношений,
осуществляется судом, органами опеки и попечительства и органами записи
актов гражданского состояния, а также товарищескими судами, трудовыми
коллективами, профсоюзными и другими общественными организациями в случаях
и порядке, установленном законодательством (ст. 6-2 Кодекса о браке и семье
Украины).
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым
спорам и районными (городскими) судами (ст. 221 Кодекса законов о труде
Украины), при этом комиссии по трудовым спорам являются первичным органом
рассмотрения трудовых споров, которые возникают на предприятиях,
учреждениях, организациях, кроме незначительных случаев (ст. 224 Кодекса
законов о труде Украины).
Земельные споры рассматриваются исполкомами сельских, поселковых,
городских советов, созданной ими согласительной комиссией, судом,
арбитражным или третейским судом в порядке, установленном Земельным
кодексом и другими актами законодательства Украины (ст. 103 Земельного
кодекса Украины, ст. 33 Закона «О местном самоуправлении в Украине»).
Товарищеские суды рассматривают некоторые дела граждан по трудовым
правоотношениям (нарушение трудовой дисциплины), семейным правоотношениям
(невыполнение родителями, попечителями и опекунами обязанности по
воспитанию детей), жилищным правоотношениям (использование вспомогательных
помещений) гражданским и другим правоотношениям (ст. 7 Положения о
товарищеских судах).
Третейские суды решают переданные на их рассмотрение гражданами какие-
либо споры, которые возникли между ними, за исключением споров по трудовым
и семейным отношениям (ст. 1 Положения о третейском суде).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются (ст. 213
Кодекса об административных правонарушениях Украины):
o административными комиссиями при исполкомах местных советов;
o исполкомами сельских, поселковых советов;
o районными (городскими) судами (судьями);
o органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими
органами (должностными лицами), уполномоченными на это законодательством
Украины.
Возможность применения судебной власти для защиты прав, законных
интересов и свобод граждан и организаций постоянно расширяется, о чем
свидетельствует установленная подведомственность суду дел по трудовым,
земельным, государственным, административным, финансовым правоотношениям.
Судебная власть по защите субъективных прав и законных интересов
граждан и организаций – правосудие осуществляется в порядке гражданского и
криминального судопроизводства, а также арбитражного процесса. Арбитражный
суд осуществляет судебную власть в делах, которые возникают при заключении,
изменении, выполнении и прекращении хозяйственных договоров,
урегулированных гражданским законодательством, то есть споров по
гражданским правоотношениям. Разграничение компетенции между гражданским и
арбитражным судопроизводством в соответствии со ст. 24 Гражданского
процессуального кодекса Украины и ст. 12 -–14 Арбитражного процессуального
кодекса Украины проведено только на основе субъектного состава спорных
материальных правоотношений, в связи с чем арбитражный процесс является
разновидностью гражданского судопроизводства и подлежит включению в его
систему. Единство судебной власти вызывает необходимость унификации
судебной системы на основе создания единого и равного для всех граждан и
организаций государственного суда с возложением на него осуществления
функций правосудия по делам, возникающим из правоотношений, урегулированных
нормами гражданского, трудового, семейного, земельного, административного и
других отраслей материального права в определенном едином процессуальном
порядке.
С проблемой осуществления судебной власти тесно связаны вопросы понятия
и содержания гражданской процессуальной формы, которая в юридической
литературе не имеет одинакового определения. Она отождествляется с
основными принципами гражданского процессуального права, с гражданским
процессом, с порядком деятельности суда и участников процесса, раскрывается
формой процессуальных документов.
Исходя из диалектической связи гражданского права с гражданским
процессуальным (единства содержания и формы), гражданскую процессуальную
форму в отождествлении с гражданским судопроизводством можно рассматривать
условно в том плане, что ей обеспечивается жизнь (реализация, защита)
гражданского права (содержания), однако следует иметь ввиду, что
гражданское судопроизводство имеет свое присущее ему содержание и
процессуальную форму. Содержанием будет деятельность суда и участников
процесса (действия и правоотношения), а гражданской процессуальной формой –
объективное (внешнее) выражение совершения, закрепления и оформления
соответствующей деятельности. Например, деятельность суда по рассмотрению
дела состоит из совокупности действий, направленных на исследование
доказательств при помощи определенных законом средств доказательства. Такая
деятельность осуществляется в точно определенном законом порядке, по
установленным правилам, в установленной процессуальной форме судебного
заседания, непосредственно, устно, то есть процессуальные действия
совершаются в определенной процессуальной форме и фиксируются в
определенных процессуальных документах.
Такое понимание процессуальной формы отображается в некоторых нормах
Гражданского процессуального кодекса Украины: ст. 137 – исковое заявление
подается в суд в письменной форме; ст. 211 – постановленное судом решение
излагается в письменном виде; ст. 159 – рассмотрение дела происходит в
судебном заседании; ст. 160 – рассмотрение дела происходит непосредственно,
устно и при неизменном составе судей. Таким образом, под гражданской
процессуальной формой необходимо понимать установленный гражданским
процессуальным правом внешний способ совершения процессуальных действий,
выполняемых по установленным правилам, в определенном порядке судом,
органом судебного исполнения и всеми участниками процесса при рассмотрении
и решении дела, проверке законности и обоснованности постановленного по
нему решения и его принудительном выполнении, а также закрепление
процессуальных действий в предусмотренных процессуальных документах.
Процессуальная форма относительно процессуальных действий выполняет
важную роль. Как постоянный и необходимый ее атрибут, она выступает
гарантией, что обеспечивает законность и обоснованность в применении судом
права и его реализации участниками процесса. Значение процессуальной формы
состоит в том, что она существует не сама по себе, а для выражения
определенного содержания (процессуального действия), то есть в
диалектическом единстве формы и содержания. Гражданская процессуальная
форма обусловлена существующими в Украине общественными отношениями и
характеризуется демократизмом, который базируется на закрепленных в нормах
гражданского процессуального права принципах, оптимально объединяя в себе
простоту и доступность, необходимость и целесообразность, она призвана
обеспечить как оперативность, так и результативность выполнения заданий,
возложенных на гражданское судопроизводство.

14.12.1998 г.
_____________ Малик А.И.

Литература.

1. Конституция Украины (в редакции от 26 июня 1996 г.)

2. Гражданский процессуальный кодекс Украины (по состоянию на 1
сентября 1998 г.) «Правовісник» № 3 (6), 1998 г.

3. Гражданское право Украины «Вентури», К., 1997 г.

4. М.Й. Штефан «Цивільний процес» К., «Ин Юре», 1997 г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.