Анализ результатов процессного управления маркетингом предприятия сферы услуг
Созинов Андрей Сергеевич
Отправной
точкой для многих работ, посвященных процессному управлению, является
противопоставление процессного и функционального подходов, принципиально
различных, по мнению авторов, и взаимно несовместимых.
Напомним
определения основных понятий в этом вопросе – функции и бизнес-процесс.
Функция
– это задача, которую решает компания для собственного выживания и для
достижения поставленных целей. Функция отвечает на вопрос что делать.
Разумеется, в рамках компании можно выделить множество функций. Так любая
бизнес-система должна обладать такими функциями, как управление финансами,
производство, продажи.
Бизнес-процесс,
в свою очередь, – это реализация функции во времени, способ решения
бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает то, как функция выполняется, в какой
последовательности и в каких вариантах, а также то, как функции взаимодействуют
между собой в работе компании. Бизнес-процесс отвечает на вопрос как делать.
Из
этих определений следует, что функции и процессы не являются противоположностями,
а представляют лишь различные уровни абстракции. Данный подход поддерживается
рядом методик моделирования деятельности компании и организационного дизайна.
Скажем, широко распространенная методика ARIS или семейство IDEF придерживается
именно такого понимания процессов и функций.
Обычно
бизнес-процесс описывают как путь, который проходит материальный объект или
информация – путь, который проходит заказ клиента по отделам или идея в
процессе разработки нового продукта. В связи с этим в литературе принято
определение бизнес-процесса, как набора работ и процедур, преобразующего входы
в выходы, или, что то же самое, потребляет ресурсы и производит полезный
результат. Многовариантность свойственна таким сложным системам как предприятие
– одну функцию можно реализовать множеством бизнес-процессов, одну задачу можно
решить множеством способов. Ни одна модель не сделает систему управления
эффективной, однако она может более или менее эффективно решить ту или иную
управленческую задачу, стоящую перед бизнесом. Различные модели эффективного
управления, что бы ни говорили их авторы, предназначены, собственно говоря, для
определенного круга задач. И выбирать модель следует исходя из понимания той
конкретной задачи, что стоит перед бизнесом. Искусство управления заключается в
разделении основной задачи на подзадачи и контроле над тем, чтобы эти подзадачи
не замыкались в себе, живя своей собственной жизнью, а решали основную
управленческую задачу, не допустив конфликта целей и сохранив управляемость
бизнеса.
Использование
декомпозиции, проведенной нами выше, не требует принятия организационных
решений, создания подразделений, описания должностных позиций, чего требует
процессный подход. В результате такой декомпозиции можно создать модель работы
предприятия, которая помогает решать задачи, не прибегая к коренным
преобразованиям. Необходимо проверить получившуюся модель на логичность и
соответствие требованиям, которые выдвигает различные факторы среды. Ведь
организационный дизайн существует не сам для себя, а для решения каких-то
задач. Ответ на вопрос “что такое эффективное управление?”, зависит от
конкретной компании, конкретной рыночной ситуации, суммы всех значимых
внутренних и внешних факторов, а также от стратегии компании. В контексте
вышесказанного предложенная нами модель в определенной степени должна быть
адекватна реальной исследуемой системе. В этой связи проведенное нами
структурирование и алгоритмизация системы управления маркетингом предприятия
сферы услуг нуждаются в конкретном наполнении. Для решения этой задачи нами для
определенности было выбрано реально существующее предприятие сферы
транспортно-экспедиторских услуг. Нетрудно видеть, что алгоритм конкретизации
модели останется прежним и для других предприятий сферы услуг. В этом на наш
взгляд состоит определенная универсальность предложенной схемы структурирования
и алгоритмизации системы маркетинга.
1. Описание предприятия, оказывающего услуги.
Услуги,
предлагаемые Центром терминального обслуживания «Русмар», который
входит в Группу Компаний «Русмар и Со», состоят в выполнении
погрузо-разгрузочных работ различной степени сложности. Сюда входит разработка
оптимальных схем загрузки генеральных и сложных грузов, погрузка и выгрузка
грузов из вагонов, контейнеров, автотранспорта, размещение грузов в транспортных
средствах, раскрепление грузов в контейнерах и вагонах. Склад также
осуществляет подработку грузов, выгрузку грузов из контейнеров на склад, прием
и хранение порожних контейнеров, ремонт контейнеров, обработку и хранение
оружия и патронов и другие операции.
Перегрузочный
комплекс ООО «Русмар» состоит из площадок:
Производственная
площадка №1 — две контейнерные площадки — СВХ открытого типа (19563,4 м. кв.),
ПЗТК (12282 м. кв.), крытый склад для комплектации грузов (1800 м. кв.),
контейнерное депо — хранение, обработка и ремонт порожних контейнеров (15000 м.
кв.).
Площадка
№1 обеспечивает обработку и хранение опасных грузов классов опасности
1,2,3,4,5,6,8,9, обработку и хранение оружия и патронов, хранение
рефрижераторных контейнеров с подключением.
Производственная
площадка №2 — контейнерная площадка СВХ открытого типа (12918,5 м. кв.), ПЗТК
(8558,5 м.кв.).
Площадка
№2 обеспечивает хранение обычных контейнеров и рефрижераторных контейнеров с
подключением.
Ближайшая
железнодорожная станция Автово, связана с площадками подъездными
железнодорожными путями (два собственных и один арендованный), через которые
производится обработка подвижного состава — вагонов, железнодорожных платформ и
др.
Перегрузочные
мощности “Русмар”:
Погрузчики
— 2*40т — специализированные фронтальные контейнерные погрузчики, 2*40т —
стреловые контейнерные погрузчики (ричстаккер)), а также погрузчик SMV
грузоподъемностью 45 т.;
Краны
— 1*10т — козловой кран для обработки порожних контейнеров;
Малая
механизация — 3*1,5т, 2*2,5т, 1*4т для складских, вагонных, автотранспортных и
контейнерных операций, комплект боковых захватов для перегрузки грузов в
бочках;
Автохозяйство
— более десятка тягачей, оборудованных контейнерными площадками.
В
данный момент собственные мощности компании позволяют в зависимости от сроков
хранения обработать до 45 тыс. TEU (единиц, эквивалентных 20 футовому
контейнеру) в год. На единовременное хранение складские площадки компании
позволяют разместить до 800 TEU порожних и до 1500 TEU груженых контейнеров,
включая 200 рефрижераторных контейнеров с подключением и 40 TEU с опасным
грузом.
Компания
«Русмар» планирует дальнейшее обновление и расширение парка техники,
включая покупку новых контейнерных погрузчиков, средств малой механизации,
увеличение собственного автопарка, расширение возможностей по приему
рефрижераторных контейнеров и контейнеров с опасными грузами.
2. Конкретизация структуры и алгоритмов.
Не
уменьшая общности будем для простоты считать, что все услуги имеют одинаковую
стоимость. Создаваемые (новые) услуги имеют ту же самую стоимость. Обобщение на
различные значения стоимостей очевидно: необходимо заменить произведение
количества услуг на их стоимость на сумму произведений количества реализованных
услуг на стоимость каждой услуги. Такое упрощение связано с тем, что нашей
задачей является выявление определенных тенденций в управлении маркетингом
предприятия. Для конкретной фирмы, естественно проводить подробные вычисления.
Поэтому
пусть в фирме имеется услуг (по
прайс-листу) стоимость отдельной услуги равна
в
течение года было реализовано
услуг
каждого вида, тогда средняя (средневзвешенная) стоимость услуги
Пусть
для определенности новая услуга на процентов
дороже в течение одного года после ее появления.
Для
того чтобы реализовать управление системой маркетингом на уровне изменения цен,
предположим, что средняя цена услуги на рынке равна и,
следовательно, изменяя среднюю цену услуги фирмы относительно рыночной цены,
можно попытаться увеличить число клиентов.
Ранее
нами была приведена формула для количества услуг фирмы по прайс-листу.
(20)