Внутрифирменная коммуникация глазами японцев и американцев

Мария Седова

Что
выбрать и по какому пути пойти — вот главные вопросы, которые волнует нас,
россиян, с давних пор. Проблема внутренних коммуникаций в компаниях отнюдь не
исключение из правила. Что лучше, разработать собственную модель
коммуникативной политики внутри организации или взять за пример зарубежную?

Один
из возможных вариантов — обращение к опыту стран Запада, например, США или
Японии, которые достигли в этой области существенных успехов.

США
были и остаются наиболее мощной «управленческой державой», в которой
изучение внутренних коммуникаций компаний сформировалось в отдельный подраздел
public relations. Опыт Японии представляет для нас интерес потому, что
используемые в фирмах этой страны методы внутренней коммуникации, как показали
практика и время, достаточно эффективны. Кроме этого, не может не привлекать
феномен «японского экономического чуда», когда всего за 20 лет
страна, проигравшая и разрушенная во Второй Мировой войне, становится одним из
лидеров мирового рынка.

Американский
подход к внутренним коммуникациям, по-видимому, начал формироваться со школы
человеческих отношений и бихевиоральных концепций, которые считают главным
элементом организации людей их поведение. Японский же подход основан на
национальных, историко-культурных традициях народа. Многое привнесено из опыта
других стран, в первую очередь США.

Опытным путем

Основные
различия между японским и американским подходами представлены в таблице. Хотя,
на первый взгляд, может показаться, что данные подходы абсолютно различны, на
самом деле внутренние коммуникации в США и Японии можно символически
представить как сообщающийся сосуд, только вместо жидкости (или газа)
заполненный идеями. Они плавно «переливаются» из одной страны в
другую, приживаются в одной из них и остаются незамеченными в другой. Например,
идея о необходимости создания движения за повышение качества продукции принадлежит
американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану.
Однако «кружки качества» получили свое распространение в Японии в
50-х годах 20 века, а в США (в частности в компании «Дженерал
Электрик») стали применяться лишь во второй половине 70-х годов, только
после успешного внедрения этого нововведения в японских фирмах. Почти
аналогичная ситуация сложилась с зародившейся в Америке системой поставок
«точно вовремя»: она принесла хорошие результаты в Японии и не нашла
поддержки в США.

Совсем
другая судьба у такого чисто японского явления как «пожизненный найм»
— фирма гарантирует своим работникам занятость до их выхода на пенсию. Несмотря
на то, что данная система — мощное средство мотивационного воздействия, она не
прижилась в Америке.

Принимая
во внимание то, что Россия находится на своеобразном перепутье, для нее не
будет лишним изучить и проанализировать опыт других стран. Это вовсе не
означает, что нужно копировать тот или иной подход. Что прижилось в одной
стране, не обязательно найдет свое место в другой!!! Но упрямо отказываться от
знакомства с некоторыми принципами построения внутренних коммуникаций в
зарубежных странах не стоит.

Японский подход

Американский подход

Оставить комментарий


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Армения: 7 декабря День памяти жертв землетрясения в Армении - Ararat-online.ru.