Первый день на новой работе: рекомендации сотруднику и руководителю

Галина Георгиевна Паничкина, кандидат экономических
наук, доцент кафедры маркетинга Поволжской академии государственной службы
имени П.А. Столыпина при Президенте РФ.

1. Сотруднику

Первый
рабочий день является самым важным и самым сложным с психологической точки
зрения. От того, как вы себя поведете в первый день, будет зависеть то, как
будут складываться ваши отношения с коллегами в дальнейшем. Уместно вспомнить
народную пословицу: «Мягко стелет — да жестко спать». В данном случае она
хорошо отражает, каким должно быть ваше поведение в новой организации в первое
время, а оно должно быть в высшей степени дипломатичным.

В
первый рабочий день руководитель обязан представить коллективу его нового
сотрудника. Далее опытные работники должны ввести нового коллегу в курс дела.
Нельзя отрицать тот факт, что есть люди, испытывающие удовольствие при виде мучений
нового сотрудника. Ваша задача — доставить им как можно меньше удовольствия.
Однако и новый сотрудник не должен при любом затруднении отвлекать коллег от их
собственных дел. У каждого есть свои обязанности, поэтому не стоит постоянно
дергать кого-то, мешая ему работать. Старайтесь быть наблюдательным и берите на
заметку, как остальные решают те или иные проблемы.

Каким
бы высоким профессионалом вы ни были, хорошие отношения с людьми в коллективе
играют не последнюю роль. К новичку в коллективе сначала будут присматриваться
и могут относиться пристрастно. Сразу же покажите, что вы пунктуальны — не
опаздывайте на работу и не покидайте рабочее место до окончания рабочего дня.
Не слоняйтесь без надобности по кабинетам.

В
первые дни от вас требуются дружелюбное приветствие и короткие вежливые и
доброжелательные контакты. Такое начало рабочего дня помогает забыть домашние
проблемы, преодолеть тягостные впечатления от транспортных неудобств, легче
войти в нормальное рабочее состояние. Не следует вводить нового сотрудника в
хитросплетения личных отношений между некоторыми членами коллектива. Форма
обращения всех сотрудников организации зависит от традиций и от личных симпатий
каждого, однако не принято обращаться к кому-либо по фамилии.

Воспитанные
люди всегда интересуются делами своих коллег. Их успехи должны искренне
радовать, а неудачи огорчать. Личные обиды, симпатии и антипатии не должны
сказываться на деловых отношениях с коллегами. Не следует надоедать сослуживцам
рассказами о своих заботах и личных неприятностях.

Рабочее
место сотрудника также может многое рассказать о нем. Воспитанный человек
никогда не заставит окружающих любоваться беспорядком на своем столе. Женщинам
не следует заниматься макияжем на рабочем месте, тем более если в кабинете
находится несколько человек. Не рассматривайте бумаги на чужом столе, ничего не
ищите там. Не ведите долгих личных разговоров по служебному телефону,
недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам.

Если
кто-то подходит к вам, немедленно уделите этому человеку внимание. Постарайтесь
вспомнить его имя, тихо повторив его про себя. Если вы не уверены в имени,
попросите человеку сразу же назвать его. Слушайте все, что вам говорят, выделяя
особо интересное, чтобы продолжить разговор. Если в разговоре нет ничего интересного,
попытайтесь уцепиться хоть за что-то. Если кто-то представляет вас, посмотрите
сначала на того, кому вас представляют, а потом на того, кто представляет.
Единственным допустимым физическим контактом в мире бизнеса является
рукопожатие. Мало внимания уделяется рукопожатию, хотя практически оно является
универсальным и к тому же весьма важным для восприятия.

Доброжелательное
рукопожатие крепкое, но безболезненное; сопровождается взглядом в глаза и
улыбкой; осуществляется правой рукой; длится не более двух-трех секунд. Не
нужно пожимать руку все время, пока вас представляют, и использовать
рукопожатие, чтобы притянуть человека к себе.

Рукопожатие
необходимо выполнять в следующих ситуациях:

если
другой человек протягив