Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом
План:
Понятие
об управлении.
Развитие
теории управления.
Классическая
школа управления.
Поведенческая
школа.
Современные
теории управления.
Менеджмент.
Руководящие
кадры.
Управлять –
значит приводить
к успеху других.
1. Понятие об
управлении.
Термин «управление»
— это всеобъемлющее
понятие, включающее
в себя все действия
и всех лиц,
принимающих
решения, в которые
входят процессы
планирования,
оценки, реализации
проекта и контроля.
В некотором
смысле плановые
и оперативные
решения неразличимы,
характерным
признаком
служит лишь
порядок их
следования.
Будучи не в
силах справиться
со сложными
и трудными
проблемами,
мы склонны
заменять их
более легкими.
Собственно,
теория управления
как наука (в
отличие от его
определения)
возникла в
конце прошлого
века и с тех
пор претерпела
значительные
изменения.
Причем само
понятие «научное
управление»
впервые ввел
в обиход не
Фридерик У.
Тейлор, по праву
считающийся
родоначальником
теории управления,
а представитель
американских
фрахтовых
компаний – Луис
Брандейс в 1910
г. впоследствии
и сам Тейлор
широко пользовался
этим понятием
подчеркивая,
что «управление
это подлинная
наука, опирающаяся
на точно определенные
законы, правила
и принципы».
Позднее Лютер
Гьюлик, теоретик
в области управления
30-40-х годов, заявляет
, что управление
становится
наукой, потому
как оно систематически
изучает явления,
которые сгруппированы
в различные
теории и потому,
что «стремится
на системной
основе понять,
почему и как
люди систематически
работают вместе
для достижения
определенных
целей и для
того, чтобы
сделать эти
системы сотрудничества
более полезными
для человечества».
Вполне очевидно,
что эволюция
теории и практики
управления
тесно связана
с развитием
промышленности
и науки вообще.
Видимо, эти
процессы являются
сопутствующими
и тесно переплетены
друг с другом.
2. Развитие
теории управления.
Развитие теории
управления
и прежде всего
управления
людьми в процессе
производственной
деятельности
описывается
авторами с
различных
позиций. Например,
Р. Скотт, рассматривая
теорию управления
в развитии с
двух точек
зрения: с точки
зрения закрытой
и открытой
систем и с точки
зрения рационального
и социального
факторов, выделил
четыре этапа
в развитии
теории и практики
управления.
При этом под
открытой системой
он понимал
систему, воспринимающую
и реагирующую
(в отличии от
замкнутой) на
внешние воздействия,
будь то изменение
цен на сырье,
ужесточение
конкурентной
борьбы или
другие факторы.
Рациональный
же фактор управления,
в противовес
социальному,
низводит роль
человека в
процессе производства
до простого
механизма,
отдавая приоритет
чисто техническим
аспектам.
Выделенные
Р. Скотом четыре
этапа достаточно
удачно конкретизируются
и дополняются
классификацией
А. Силадьи, который
характеризует
теории управления
на фоне эволюции
среды (прежде
всего науки
и промышленности),
а также управленческим
континуумом
Клода Ст. Ждоржа
– младшего
(таб. 1.1).
Эволюция мысли
о процессе
управления.
в развитие
науки
представители
Внешняя
среда