Стратегии роста для малых, средних и крупных фирм
Валерий Иванович Ляско, кандидат технических наук,
доцент Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического
университета).
Развитие
деловой активности фирмы (предприятия) определяется следующими
обстоятельствами: на каком рынке она действует, т.е. освоенный ли это рынок или
он является для нее новым, и с каким товаром или видами услуг она выходит на
рынок (товары, которые являются новыми для данного рынка, или нет).
Практикой
рыночных отношений разработано несколько базовых направлений, формирующих
активность поведения фирм.
Расширение
активности фирмы (предприятия) «вглубь», т.е. сегментация существующих рынков с
целью захвата своей продукцией новых групп потребителей.
Расширение
активности фирмы (предприятия) «вширь», т.е. диверсификация производства путем
выпуска новых видов товаров (изделий) как связанных с основным профилем
предприятия, так и не связанных с ним.
Расширение
активности фирмы «количественно» — рост объемов реализации продукции за счет
наращивания объемов производства неизменной номенклатуры товаров для
действующего рынка.
Расширение
активности фирмы «через границы», т.е. обеспечение увеличения выпуска продукции
за счет выхода на новые рынки.
Как
правило, эти стратегии представляются в виде матрицы, построенной в зависимости
от товара и рынка (табл. 1).
Таблица
1. Матрица базовых стратегий
Рынок новый