Должностнгые лица в таможенных органах
ПЛАН
1. Понятие и принципы службы в таможенных органах;
2. Должности и специальные звания в таможенных органах;
3. Права и обязанности сотрудников таможенных органов;
4. Правоограничения сотрудников таможенных органов;
5. Прохождение службы в таможенных органах и служебная дисциплина.
1. Понятие и принципы службы в таможенных органах.
Понятие «таможенная служба» употребляется в различных значениях.
Нередко под таможенной службой подразумевают всю совокупность таможенных
органов, учреждений, организаций либо структурное подразделение таможенных
органов.
В других случаях таможенной службой обозначают организацию
государственной службы в таможенных органах.
Некоторые авторы предлагают употреблять это понятие в широком и узком
смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой имеют в виду
совокупность таможенных органов, звенья и структуры, непосредственно
участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных
лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную
службу в таможенных органах. Таможенная служба в узком смысле слова – это
вид государственной службы, порядок и условия ее прохождения в учреждениях
таможенного профиля.
В праве под таможенной службой (или службой в таможенных органах)
понимается особый вид государственной службы граждан, осуществляющих
профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей
таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов
Республики Беларусь.
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает
непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения
соответствующих полномочий лицами, находящимися на должностях в таможенных
органах.
Сущность полномочий таможенных органов заключается в их праве
принимать общеобязательные решения. Властные полномочия таможенных органов
воплощаются в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной
соответствующим нормативным правовым актом.
Службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в
организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК Республики Беларусь,
но только теми должностными лицами, которым в порядке, установленном
законами, присвоены специальные звания. Эти лица являются сотрудниками
таможенных органов и признаются государственными служащими. Служебные
отношения сотрудников таможенных органов и таможенных организаций
регламентируются законодательством о государственной службе Республики
Беларусь.
Не является службой работа в таможенных органах и таможенных
организациях по трудовым и гражданско правовым договорам (контрактам).
Граждане, занимающие должности, предусматриваемые в штатных расписаниях в
целях технического обеспечения деятельности таможенных органов и таможенных
организаций, не являются государственными служащими. Перечень таких
должностей определяется Председателем ГТК Республики Беларусь.
Служба в таможенных органах базируется на осуществлении принципа
верховенства Конституции Республики Беларусь над всеми иными нормативными
правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении сотрудниками
таможенных органов должностных обязанностей и обеспечении их прав.
Применительно к каждому сотруднику таможенных органов требование данного
принципа означает, что он должен защищать верховенство Конституции
Республики Беларусь.
Одним из основных принципов службы в таможенных органах является
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственного действия, обязанность признания, соблюдения и защиты прав
и свобод человека и гражданина. В конечном счете данный принцип определяет
смысл и содержание служебной деятельности сотрудников таможенных органов.
Деятельность по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов
требует высокой квалификации. Вот почему один из принципов таможенной
службы принцип профессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип
обязывает сотрудников владеть правилами и процедурами таможенной
деятельности, знать свои права и обязанности, активно и в полной мере
осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и
должностными положениями и инструкциями.
Таможенная служба основывается на принципе гласности. В Таможенном
кодексе Республики Беларусь (разд. XI) закреплена обязанность должностных
лиц предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях, бездействии
таможенных органов, информацию о таможенном законодательстве и т.п.
Принципом таможенной службы является также принцип ответственности
сотрудников за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Подготовка или
принятие некачественного решения – частный случай ненадлежащего исполнения
должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение
сотрудником таможенного органа возложенных на него обязанностей образует
состав должностного правонарушения. На сотрудника в связи с его
деятельностью может быть возложена дисциплинарная, административная,
материальная либо уголовная ответственность.
Таможенная служба основывается на принципе внепартийности, отделения
религиозных объединений. Взаимоотношения между сотрудниками таможенных
органов и политическими партиями и религиозными объединениями определяются
принципами свободы убеждений и свободы совести. Из этого вытекает, что
лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать
любую религию или не исповедовать никакой; свободой принадлежности к
политическим партиям; правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой
политической партии.
Вместе с тем принцип внепартийности не допускает создания в таможенных
органах каких-либо политических партий, общественных движений и
объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных
обязанностей сотрудники таможенных органов не вправе руководствоваться
решениями каких-либо партий, а обязаны действовать в соответствии с
правовыми актами.
Таможенная служба основывается на принципе стабильности кадров.
Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения
необходимы в интересах как таможенных органов, так и их сотрудников и
должны быть гарантированы.
2. Должности и специальные звания в таможенных органах.
Над должностью в таможенных органах понимается юридически
установленный для одного лица объем
функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного
органа.
Каждая должность содержит точно отграниченную от других основную
функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность. Наименование
каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает
ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных
органов.
Правовой статус должности в таможенном органе содержит перечень всех
видов функций сотрудника по данной должности с указанием на конечные
результаты, которые должны быть им достигнуты всякий раз при выполнении
каждой из них. Соответствующие вопросы и являются предметом
регламентации положений и должностных инструкций.
Лицам назначенным на соответствующие должности
в таможенных органах, присваиваются специальные звания. Порядок их
присвоения установлен Постановлением Президиума Верховного Совета
Республики Беларусь от 23 ноября 1992 г.
В соответствии с указанным Постановлением гражданам принятым на службу
в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются
следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:
— инспектор таможенной службы 3-го ранга;
— инспектор таможенной службы 2-го ранга;
— инспектор таможенной службы 1-го ранга;
— советник таможенной службы 3-го ранга;
— советник таможенной службы 2-го ранга;
— советник таможенной службы 1-го ранга;
— государственный советник таможенной службы 3-го ранга;
— государственный советник таможенной службы 2-го ранга;
— государственный советник таможенной службы 1-го ранга.
Специальные звания, присваиваемые сотрудникам таможенных органов в
соответствии с занимаемыми должностями, подразделяются на первое и
очередные.
Сроки выслуги в специальных званиях. Присвоение специальных
персональных званий сотрудникам таможенных органов осуществляется в
последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой
должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем
специальном звании. При этом очередное специальное звание, соответствующее
занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его
службы в предыдущем звании.
3. Права и обязанности сотрудников таможенных органов.
Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные
права, предоставленные им для успешного осуществления служебной
деятельности.
Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности
сотрудника по занимаемой в таможенном органе должности, означает право на
ознакомление с правилами внутреннего распорядка в таможенном органе,
должностными инструкциями, положениями, уставами, правилами работы с
информацией и т.п.; требовать от начальника таможенного органа четкого
письменного закрепления своих служебных прав и обязанностей; знать критерии
качества работы и условия продвижения по службе.
Право на получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей, означает не только
право сотрудника таможенного органа запрашивать и получать необходимую
информацию, но и наличие соответствующей обязанности у государственных
органов, юридических и физических лиц, вступающих в отношения с таможенными
органами, предоставлять эту информацию.
Право посещения в установленном порядке для исполнения должностных
обязанностей организаций независимо от форм собственности.
Право на принятие решений и участие в подготовке решений в
соответствии с должностными обязанностями означает право сотрудника
участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности таможенного органа
в целом и его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных
действий других сотрудников и должностных лиц вносить соответствующие
предложения. Начальники таможенных органов обязаны создавать условия для
реализации указанного права сотрудников, обеспечивать гласность и
объективность в оценке деятельности таможенного органа и служебной
деятельности сотрудника.
Право на продвижение по службе в таможенных органах, увеличение
размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и
уровня квалификации.
Преимущественное право на продвижение по службе имеют сотрудники с
более высокими результатами работы, более длительным стажем работы в
таможенных органах и с более высоким уровнем квалификации и т.п.
Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за
счет средств, предусмотренных на содержание ГТК Республики Беларусь. Право
сотрудников на переподготовку следует понимать широко: оно принадлежит всем
сотрудникам таможенных органов независимо от занимаемых должностей и
присвоенных специальных званий.
Сотрудники таможенных органов наделены также правами, сопутствующими
их служебной деятельности – права на ознакомление со всеми материалами
своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами
до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений,
проведение по требованию сотрудника служебного расследования для
опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в
профессиональные союзы; участие в собраниях сотрудников таможенных органов,
применение физической силы, специальных средств, а также боевого
огнестрельного и холодного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь, пенсионное обеспечение с учетом
выслуги лет.
Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные
правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и
правомочия по занимаемой должности.
Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах
своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой
и контрактом.
При исполнении служебных обязанностей сотрудник таможенных органов
находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц,
прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его
деятельность.
Под исполнением обязанностей по занимаемой должности сотрудником
таможенных органов понимается исполнение указанных обязанностей в течение
установленного служебного времени или сверх этого времени, если такой режим
службы вызван служебной необходимостью, участие во всех служебных
мероприятиях, проводимых в таможенном органе; следование к месту службы и
обратно, нахождение в служебной командировке; действия по защите жизни,
здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной
безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение на
лечении, следование к месту лечения и обратно.
Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции и законов Республики
Беларусь. Исполнение законов является непреклонным требованием,
предъявляемым ко всем государственным служащим. Выполнение этой обязанности
сотрудником таможенных органов означает, что он должен исполнять свою
должность в соответствии с конституционными принципами.
Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов
граждан означает обязанность сотрудников таможенных органов исполнять
законы, имеющие непосредственное отношение к правам и свободам граждан;
осуществление мер по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере.
Обязанность исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей означает, что сотрудники таможенных
органов обязаны выполнять все приказы начальников таможенных органов, за
исключением заведомо незаконных. Однако выполнение всех распоряжений
осуществляется сотрудником под свою личную ответственность за правомерность
своих действий. В случае сомнения в правомерности полученного им для
выполнения приказа он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об
этом начальнику таможенного органа. Если начальник подтверждает приказ или
распоряжение в письменной форме, сотрудник обязан его выполнить, за
исключением заведомо незаконного.
Обязанность своевременно рассматривать обращения означает, что каждый
сотрудник таможенных органов в пределах своей должностной компетенции
должен в установленные таможенным законодательством сроки рассматривать
обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления
и организаций и принимать по ним решения.
Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в таможенном
органе является важной, поскольку в них устанавливаются основные
обязанности сотрудника в конкретном таможенном органе. Этой обязанностью
охватывается также требование по соблюдению должностных инструкций, правил
работы со служебной информацией и т.п., регламентирующих специальные
обязанности сотрудников таможенных органов.
Обязанность поддерживать уровень квалификации означает, что каждый
сотрудник должен профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных
органов, отвечать требованиям, вытекающим из назначения и содержания
занимаемой им должности.
Обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
При оформлении на должность, связанную с необходимостью доступа к
сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудник таможенных органов
обязан пройти процедуру допуска. Допуск сотрудников к государственной тайне
осуществляется в добровольном порядке.
Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная,
профессиональная тайна.
Разглашение государственной тайны образует состав уголовного
преступления, административного или дисциплинарного проступка или
гражданско-правового деликта.
4. Правоограничения сотрудников таможенных органов.
Правоограничения сотрудников таможенных органов – это установленные
законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника
таможенных органов действий или состояний.
Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает
невозможность одновременно занимать другую должность в государственных
органах, органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях.
Сотрудникам таможенных органов разрешено заниматься оплачиваемой
педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
Запрет заниматься предпринимательской деятельностью означает, что
сотрудники таможенных органов не вправе лично или через доверенных лиц
заниматься на постоянной основе выполнением работ или вложением средств в
предприятия с целью получения личного дохода.
Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также
сотрудники таможенных органов обязаны ежегодно представлять в органы
налоговой службы Республики Беларусь сведения о полученных ими доходах и об
имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами
налогообложения.
Запрет использовать в неслужебных целях средства материально-
технического обеспечения включает в себя также запрет для сотрудников
таможенных органов на использование в неслужебных целях финансовых средств,
любого другого государственного имущества, а также служебной информации.
Деяния, нарушающие этот запрет, противоречат статусу сотрудника таможенных
органов и влекут применение дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения
от должности.
Запрет получать от физических и юридических лиц подарки означает, что
сотрудники таможенных органов не вправе получать любые вознаграждения от
физических и юридических лиц: имущественные ценности, денежные
вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением
должностных обязанностей.
5. Прохождение службы в таможенных органах и служебная дисциплина.
Под прохождением службы в таможенных органах имеется в виду
совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое
положение сотрудников таможенных органов и его динамику.
К указанным фактам относятся поступление на службу в таможенные
органы, заключение контракта, прохождение стажировки, назначение на
должность, присвоение специального звания, служебная аттестация,
перемещение по службе и т.п.
Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане Республики
Беларусь, достигшие определенного возраста, способные по своим личным и
деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать
выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении должностными лицами
должностных обязанностей, установленных актами законодательства, в том
числе Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики
Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 7 мая 2001г.,
а также правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций,
приказов начальников, условий контракта.
Начальник таможенного органа несет ответственность за состояние
служебной дисциплины среди подчиненных. Его права, обязанности и
ответственность по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок
применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются
Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов.
Начальник таможенного органа обязан создавать необходимые условия для
труда, отдыха и повышения квалификации сотрудников, воспитывать у
сотрудников чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
обеспечивать точность и объективность в оценке служебной деятельности
сотрудников, уважать честь и достоинство сотрудников, не допускать
протекционизма в работе с кадрами, преследования сотрудника по личным
мотивам или за критику недостатков в деятельности таможенных органов.
Поощрения. За добросовестное исполнение служебных обязанностей к
сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения:
объявление благодарности, премирование; награждение ценным подарком,
награждение Почетной грамотой Государственного таможенного комитета
Республики Беларусь; награждение нагрудным знаком Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь; присвоение очередного
специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;
досрочное присвоение специального звания; занесение в Книгу почета
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь; досрочное снятие
дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарные взыскания. За нарушение служебной дисциплины на
сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие виды
дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном
служебном соответствии по результатам аттестации; понижение в персональном
звании на одну ступень; увольнение из таможенных органов.
Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками
таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются
приказами.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания. До наложения взыскания от
сотрудника, допустившего дисциплинарный проступок, должно быть истребовано
письменное объяснение. Отказ дать объяснения не является препятствием к
применению дисциплинарного взыскания, если факт отказа подтвержден
документом. В случае необходимости по факту дисциплинарного проступка
проводится служебное расследование с вынесением заключения по его
результатам.