Менеджмент кризисных ситуаций
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
менеджмент кризисных
ситуаций
факультет:
дистанционное обучение
специальность:
БУБ
отделение:
бакалаврат
Преподаватель
консультант: Соломенчук А. А.
МАУП
2000.
Вариант 5
5. Основные организационные
характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
12. Факторы и признаки кризисных
ситуаций в экономике (с учетом специфики народного хозяйства Украины).
19. Сформулируйте цель антикризисного
управления предприятием.
5. Основные организационные
характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
Менеджмент кризисных
ситуаций осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности и большого
дефицита времени на принятие и реализацию решений. Принятие управленческим
аппаратом решений, которые бы позволили достигнуть желаемого результата при
минимальных негативных последствиях, возможно на основе системы менеджмента
кризисных ситуаций.
Организационная
характеристика и особенности системы менеджмента кризисных ситуаций.
1. Когда
возникает стратегически неожиданная ситуация, начинает работать
коммуникационная сеть для кризисных ситуаций. Эта сеть действует, пересекая
границы организационных подразделений, фильтрует информацию и быстро передает
её во все звенья фирмы.
2. На
время преодоления кризисной ситуации необходимо перераспределить обязанности
высшего руководства: а) одна группа посвящает своё внимание контролю и сохранению
здорового психологического климата на фирме; б) другая группа ведет обычную
работу с минимальным уровнем срывов; в) третья группа занимается принятием
кризисных мер.
3. Для
выработки этих мер вводится в действие сеть оперативных кризисных групп:
— менеджеры
и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы внутриорганизационных
взаимосвязей, создают подразделения или группы стратегического действия, а не
просто планирования;
— связь
между кризисными группами и группой управляющих высшего звена строится по схеме
«звезды», напрямую;
— группа
управляющих высшего звена и менеджер кризиса в целом формулируют общую
стратегию, распределяют ответственность между исполнителями и координируют
управление;
— низовые
оперативные группы выполняют работу на своих участках общей стратегии
преодоления кризиса.
4. Кризисные группы и связь между ними организуется заранее,
и проходят испытание:
— может
быть заранее организовано несколько систем связи различного назначения: одна –
для решения кризисных проблем в области сбыта, другая – в области технологий,
третья – в области социальной политики и т.д.;
— кризисные
группы обучаются быстро реагировать на принципиально новые проблемы, сочетая
точные методы анализа с творческим подходом.
5. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем
решаются реальные стратегические задачи, как если бы они возникли неожиданно.
В соответствии с этим
подходом менеджмент кризисных ситуаций включает следующие этапы:
— диагностику,
направленную на локализацию и оценку параметров кризисной области;
— разработку
концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку стратегических и
оперативных мероприятий;
— реализацию
этой концепции для устранения кризиса и его последствий, а также для выхода на
намеченные цели нормального функционирования организации.
В свою очередь, каждый из
этих трех этапов предполагает выполнение более детальных задач.
12. Факторы и
признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом специфики народного хозяйства
Украины).
К факторам кризисных ситуаций
можно отнести источники их возникновения, причины и уровни организационной
принадлежности участников вовлеченных в кризис.
В обобщенном виде среди источников
кризисных ситуаций можно выделять:
—
природные;
—
экологические;
—
производственно-технические;
—
финансово-экономические;
—
социально-психологические.
К причинам возникновения
кризисных ситуаций можно относить:
—
недостаточный уровень
(границы) наших знаний о возможностях предсказания кризиса;
—
определенный уровень
отчуждения или дисфункций в функционировании социально-политических, хозяйственно-экономических,
культурно-психологических механизмов;
—
случайные отклонения, просчеты
иили ошибки (инженерные, управленческие, политические, исторические и т.п.);
—
преступные действия в
отношении личности, организации или общества и т.п.
Кроме этих типологических причин
следует различать и смешанные, или комплексные, причины, а также их сложные
взаимосвязи.
Кризисные ситуации могу
разворачиваться на различных уровнях, включающие: личности; группы; организации
(предприятия, фирмы); отрасли (регионы); нации (государства) и т.д.
Признаки кризисной ситуации: наличие соответствующих отклонений от нормальной
ситуации; наличие угрозы высокоприоритетным целям и ценностям; острый дефицит
времени для реагирования на угрозу.
Относительно кризисной
ситуации в экономике Украины можно сказать следующее:
—
признаки кризисной ситуации в экономике Украины: значительный спад
производства; нарушение сложившихся производственных связей; банкротство
предприятий; рост безработицы; снижение жизненного уровня, благосостояния
населения.
—
факторы кризисной ситуации в экономике Украины:
— к основным источникам кризисной ситуации
можно отнести: производственно-технический (высокий уровень износа основных
производственных фондов, устаревшие технологии); природный (неблагоприятные
погодные условия обусловили низкую урожайность зерновых и других культур в
аграрном секторе экономики); финансово-экономический (отсутствие оборотных
фондов у предприятий; неблагоприятные условия кредитования и инвестирования
промышленного сектора экономики).
— причины возникновения кризисной ситуации в
экономике Украины: недостаточный уровень (границы) знаний о возможностях
предсказания кризиса – ошибки и просчеты в деятельности руководителей
государства (госслужащие: «верхушка» законодательной и исполнительной власти),
из-за их недостаточной компетенции или отсутствия четкой системы управления;
преступные действия в отношении общества и государства, указанных выше лиц –
заангажированность, лоббирование из корыстных побуждений, удовлетворение личных
материальных потребностей в ущерб обществу и государству в целом и т.д.;
случайные отклонения, просчеты и ошибки – инженерные, управленческие,
политические, которые нельзя сбрасывать со счетов (Чернобыльская катастрофа,
выход неожиданных законов и постановлений и т.д.)
19. Сформулируйте
цель антикризисного управления предприятием.
Главной целью антикризисного
управления предприятием является обеспечение прочного положения на рынке и
стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и
социальных метаморфозах в стране. Также следует заметить, что основной целью
менеджмента кризисных ситуаций является недопущение или определенное смягчение
этапа шока от наступления кризиса, всемерное сокращение продолжительности этапа
отката назад и ускоренная адаптация, и стабилизация ситуации.
В его рамках применяются в основном те
управленческие инструменты, которые в условиях экономики Украины, наиболее
эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других
текущих проблем предприятия.
Главное в антикризисном управлении
предприятием – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней
среды на основе заранее разработанной тайны альтернативных вариантов,
предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от
ситуации.
В основе антикризисного управления
лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и
областях действий предприятия.
Антикризисное управление предприятием
нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие
(скажем на грани банкротства) можно было ввести в действие такие управленческие
и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с
наименьшими для предприятия потерями.
Список использованной литературы
1.
Крутько В.Н. Введение в
менеджмент кризисных ситуаций: Практические рекомендации. – К.: МЗУУП, 1994. –
52 с.
2.
Уткин Э.А. Антикризисное
управление: Учебник. – М., 1997. – 399 с.
3.
Стратегия и тактика
антикризисного управления фирмой. Под редакцией А.П. Градова. – СПб., 1996.
4.
Ансофф И. Стратегическое
управление Под редакцией Л.И. Евенко. – М., 1989.