Гражданское общество и право по Гегелю
Гражданское общество по
Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю
Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование
воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала
французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира.
Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах
своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной,
антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал
якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.
Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на
всех этапах творческой эволюции его возрений. Эта тематика обстоятельно
освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: «Конституция
Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте
в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве», «
философия права», «философия духа», «философия истории» и др.
«Философия права», где наиболее цельно изложено учение о государстве
и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории
политических и правовых учений. Основная задача философии права — это
научное познание государства и права, а не указание на то, какими они
должны быть «Наше произведение — пишет Гегель- поскольку в нем содержится
наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить
государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского
сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать
государство каким оно должно быть». «Наука о праве, — подчеркивает он, —
есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой
разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное,
имманентное развитие самого предмета». Право, по Гегелю, состоит в том, что
наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика,
которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство
реализованной свободы.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в
следующих основных значениях:
I. Право, как свобода («идея права»), где на ступени объективного
духа все развитие определяется идеей свободы, «свобода», «право»
выражают единый смысл. Отношение «свобода» и «право»
опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система
права как царство реализованной свободы и представляет собой
иерархию «особых прав». На вершине иерархии «особых прав» стоит
право государства. Поскольку в реальной действительности «особые
права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи,
общества, государства) даны одновременно и следовательно в
актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской
схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право, как закон — где оно является одним из «Особых прав».
Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем
объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью
и определено так то , что есть право и считается правом, что
известно как закон: право есть вообще, благодаря этому
определению, как положительное право.» Превращение права в себе
в закон путем законодательствования придает праву форму
всеобщности и подлинной определенности. Предметом
законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих
отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их
противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «прекращение
отличие естественного или философского права от положительного в
противоположное и противоречие между ними». Гегель признает, что содержание
права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все
данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в
положительном праве законно и правомерно.
Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом
по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает
гражданское общество как раздираемое п
ротиворечивыми интересами
антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными
моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление
правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель
выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы — дворяне, крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что
даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться
с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду
пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что
гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних
возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий
заставляет его (общество) выйти за свои пределы — в поисках новых
возможностей в международной торговле и колонизации.
В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы
положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика
должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о
государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества
имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна
найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти
институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы
данного строя.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие
государства как его основания. «В действительности поэтому, — подчеркивает
Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой
семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства
раскалывает себя на эти два момента.»
Гражданское общество в освещении Гегеля — это опосредованная трудом
система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и
всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого
не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного
строя.
По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная
постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и
политических сфер, гражданского общества и политического государства, о
необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.