Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма
ПЛАН:
Введение.
1. Предпосылки возникновения абсолютизма в России.
2. Государственные реформы первой четверти 18века.
3. Абсолютизм в период дворцовых переворотов.
4. Территориальные устройства России в период абсолютизма.
5. Формирование новой системы права.
6. Просвещенный абсолютизм.
7. Губернская реформа 1775 года.
8. Сословный строй 18 в. первой половины 19 века.
9. Формирование капиталистической экономики.
10. Развитие государственной системы в первой половине 19 века.
11. Вывод.
12. Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Если отвечать на вопрос: ” Какое место в истории России занимает
абсолютизм? ” — то прежде всего мы должны обратить внимание на время его
возникновения и след, который абсолютизм оставил после себя в истории
нашей страны. Отвечая дальше на вопрос можно отметить, что в эпоху
абсолютизма произошли коренные изменения не только в политической и
экономической системе общества ,но и в социальной ее структуре .Абсолютизм
вывел Россию на новый исторический этап, на одну ступень стали выше по
своему юридическому содержанию законы, сформировывается новая система
права.
Цель контрольной работы: раскрыть в полном объеме сущность
абсолютизма 16-19вв. в России, его влияние на дальнейшее развитие
Российского государства, а так же — чем именно Российский абсолютизм
отличается от Европейского.
Предпосылки возникновения абсолютизма в России
Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем
государстве. Самая ”ранняя” точка зрения — уже при Иване IV в 16-ом
веке, другая точка зрения — начало 18-го века при Петре I, а конец
абсолютизма при Николае I — это уже не абсолютный монарх, теперь это
бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с
буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.
Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе
нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти
капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело
существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в
землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула,
вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную
политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия
ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована
привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь
посада и осознание им своих интересов.
Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост
бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого
управления, оно становится более специализированным, требовались новые
люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.
Для абсолютной монархии характерны:
Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной
постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и
учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у
него были свои особенности.
Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития
капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений
(крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием
крепостничества.
Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое
дворянство, служилое сословие.
Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в.
резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом
направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина
была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).
Утверждение абсолютизма в России не вызвало сопротивления сторонников
старой политической системы. Сословно-представительные институты сами
постепенно угасают, единственный прецедент — восстание стрельцов, но это
скорее был факт борьбы за власть.
Государственные реформы первой четверти XVIII в.
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о
единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:
юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и
по
местье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая
собственность».
Сформулированная Табелем о рангах новая система чинов и должностей
юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его
служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после
прохождения через всю цепочку низших чинов.
Позже начинают, выделятся две группы: феодалы и крестьяне. Соборное
Уложение зафиксировало сближение правового статуса поместий и вотчин. Пётр
I издаёт указ «О единонаследии» от 1714-го года, согласно которому все
феодалы обозначались единым термином «шляхетство», но этот термин не
прижился, поэтому стал использоваться термин «дворянство». Принимается
«Табель о рангах», которая ставит всех дворян на службу царю, дворянство
становится титулом, который можно получить за особые заслуги перед
отечеством: военная, гражданская служба, высшее образование. Дворянство
делилось на личное и потомственное. Такой порядок сохранился вплоть до
октябрьской революции. Для феодальной собственности установлен ряд
привилегий, так с 1721-го года только дворянам разрешается покупать к
заводам деревни.
Позже исчезает прежняя социальная группа — зависимые крестьяне, как
холопы, известные ещё по Русской Правде. Все такие крестьяне были
объединены в одну
группу — крепостные крестьяне, при этом были окончательно оформлены
основные группы крестьян по принадлежности к тому или иному владельцу:
1. Государственные — крестьяне, принадлежащие государству. Церковные —
монастырские крестьяне.
2. Крестьяне правящей династии — дворцовые крестьяне.
3. Дворянские — крестьяне, принадлежащие дворянам:
частновладельческие, помещичьи, крепостные крестьяне. Крепостные
крестьяне наиболее замкнутое сословие, выход из него практически
невозможен, единственный выход — это рекрутчина сроком в 25 лет.
В 1711 г. был образован Сенат как чрезвычайный орган на то время,
когда Петр 1 участвовал в военном походе.
Позже — из двух дополнительно принятых указов, — стало ясно, что Сенат
становится постоянно действующим органом. Решения принимались коллегиально
и только единогласно.
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Назначались
Сенатом президенты и вице-президенты, определялись штаты и порядок работы.
Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре
асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и
подьячие.
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий: 1) Иностранных дел;
2) Казенных сборов: 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6)
Адмиралтейская; 7) Коммерц — коллегия (торговля); 8) Штатс-контора (ведение
государственных расходов); 9) Берг — и мануфактур-коллегия (промышленная и
горнодобывающая).
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства, в
результате чего образовалось восемь губерний.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного
управления и администрации: уезд — провинция — губерния.
После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое
существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования
военных частей стали полки личной охраны Петра 1 — Преображенский,
Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию
старых стрелецких подразделений и их расформирование. С 1723 г. на основе
переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было
проведено пятьдесят три рекрутских набора). Закрепленный порядок позволил
сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Дворцовые перевороты
Не считаясь с вековыми традициями, Петр пересмотрел порядок
престолонаследия.
В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердивший право
монарха по собственной воле назначать наследника.
Но указ не работал.В 1726 г. создается Верховный Тайный Совет,
сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней
политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия
Сената и подбирать кандидатуры будущих сенаторов. При таком соседстве Сенат
превратился в одну из коллегий. Верховный Тайный Совет приобретает
законодательные полномочия.
Многие плоды реформ Петра находились в упадке.
Возникшие еще при Петре 1 специальные политические репрессивные
органы
более интенсивно стали развиваться во второй четверти XVIII в. В 1718 году
образуется центральный орган — Тайная канцелярия. После ее ликвидации в
1726 г. Контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному
Тайному совету, а затем в 1731 г. специально созданной Канцелярии тайных
розыскных дел. Это был карательный орган, прототип тайной полиции.
Территориальное устройство
В конце 17в.- начала 18в. Россия становится империей, в её состав
включается левобережная и правобережная Украина, Прибалтика, Белоруссия,
Грузия, Казахстан, Крым. Империя — это включение в состав государства
окраинных территорий с сохранением особенностей общественного строя,
судебной системы, права. Для разных территорий устанавливались разные
степени зависимости и угнетения коренного народа. В некоторых случаях
местные ханы добровольно признавали власть русского вождя, для того, что бы
войти в состав Российской Империи.
Формирование новой системы права
Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было
обычным явлением. Публиковалось не более половины всех издаваемых актов,
тираж был небольшим.
Результатами издания кодексов первой четверти XVIII в. стали: 1.
Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод
военно-уголовного законодательства.
2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям,
охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При
подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его
основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.
3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о
единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ,
получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением
судебной практики и толкованием закона.
Законодатель обращал внимание на степень случайности — грань между
неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой.Вместе с
преступником несли ответственность лица, не совершавшие преступления, —
его родственники. Ответственность снималась или смягчалась в
зависимости от объективных обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам
закон относил состояние аффекта, малолетство преступника, «непривычку к
службе» и служебное рвение, в пылу которого было совершено
преступление.
Артикулы включали следующие виды преступлений:
1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство,
которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет
доказано сношение обвиняемого с дьяволом..
Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии и
святых — смертной казнью
2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя
наказывался четвертованием
Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы. 3. К
должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое
смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
4. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились
срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда
же относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и
расходных ведомостей, за что полагались телесные наказания и
конфискация.
Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что
явствовало из специальных оговорок типа «дабы через то страх подать и оных
от таких непристойностей удержать». Устрашение сочеталось с публичностью
наказаний.
Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно
выраженной целью наказания.
Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы во
главе с полицмейстером. Полиция имела вооруженные формирования.
Гражданские дела рассматривались судами в ином порядке. В 1723
г. принимается указ «О форме суда», наметивший поворот к состязательной
форме судебного процесса. Тяжеловесное и громоздкое письменное
судопроизводство вновь заменялось устным судоговорением.
Гражданское право
Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в 1737 г.
с сорока до трех лет.
Существовали виды договоров:
Договор подряда, ранее уже известный русскому законодательству, в
условиях государственного про
мышленного протекционизма, дополняется
договором поставки заказчиком, в котором, как правило, являлись
государство, его органы или крупные частные и смешанные компании.
Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому,
на земле, в промыслах, цехах, мануфактурах, заводах и торговых
предприятиях. Свобода воли при заключении договора была в ряде случаев
условной: несовершеннолетние дети и женщины заключали его только с
согласия мужа или отца, крепостные крестьяне — с согласия помещика.
Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов
собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые
монополистической политикой государства, касались как предмета договора,
так и его условий .
Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами,
кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги
и вещи.
Договор займа с развитием денежной системы и корпуса ценных бумаг
(закладных, акций, купчих, векселей и пр.) приобретает новые черты. Закон
формально запрещал взимать проценты по займам, только в 1754 г. официально
устанавливаются шесть процентов годовых. На практике же проценты взимались
и раньше.
В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным
(«дуракам») На вступление в брак требовалось согласие родителей и
начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для
дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону
требовалось свободное согласие брачующихся.
Признавался только церковный брак
Просвещенный абсолютизм в России
В 1736 г. срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет,
начало службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, один из братьев
помещика вообще освобождался от службы, а в 1762 г. по манифесту Петра III
«О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне
освобождались от обязательной военной и государственной службы.
В мае 1744 г. появился знаменитый указ Елизаветы в ответ на то, что в
стране безвинно чинится смертная казнь. Последовало указание о присылке в
Сенат всех дел со смертными приговорами, их применение было приостановлено.
На местах оказались этим не слишком довольны, посыпались ходатайства об
отмене указа, но в 1746 г. он был подтвержден.
29 марта 1754 г. было предписано заменить казнь наказанием кнутом и
вечной каторгой.
С 1754 г. начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой
вновь становится переработка старой и создание новой системы права.
Государственный переворот, в результате которого Екатерина взошла на
престол, прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а
в начале 1763 г. распущена.
При Екатерине имелось лишь несколько случаев вынесения смертных
приговоров: Пугачеву в 1755 г., Мировичу в 1764 г., двум участникам чумного
бунта в Москве в 1771 г.
Губернская реформа 1775 г.
В 1775 г. формируется губернская реформа, в связи с которой
планировалось осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено,
через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному
принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков.
Основной целью деления было приспособление нового административного
аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положено —
численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч
душ, на территории уезда — около 30 тысяч душ.
Сословный строй XVIII в. — первой половины XIX в.
Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства,
стала «Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и
преимущества благородного российского дворянства») 1785г.
Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные
преступления, в которых проявилось моральное падение
преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на
защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от
обязательной государственной службы и др.
Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право
собственности, на приобретени
е, использование и наследование любого вида
имущества.
Правовой статус городского населения как особого сословия начал
определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского
самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных
льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс,
Все городское население делилось на шесть категорий:
1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную
недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия — с капиталом от 10 до 50 тысяч
рублей, II-от 5 до 10 тысяч рублей, III -от 1 до 5 тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее
пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в
городской администрации, ученые, художники, музыканты);
6) прочее посадское население.
Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года),
старост и судей словесных судов (на год).
Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в
крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими
торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами,
нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными),
торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины
освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя.
Формирование капиталистической экономики.
Сельское хозяйство ориентировалось на рынок: его продукция
производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и
повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры
барской запашки. В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на
оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку.
Стало видно, что развитию экономики в России мешает крепостное право.
Александр и Николай 1 решились лишь на незначительные меры.
В 1803 г. принимается «Указ о вольных хлебопашцах», по которому
помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный
самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы
1861 г.) стали вольными хлебопашцами около 112 тысяч человек.
В 1842 г. издается «Указ об обязанных крестьянах», предусматривающий
возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное
пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные
договором повинности ,подчиняться суду помещика.
Уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю
у помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том
числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.
Развитие государственной системы в первой половине XIX в.
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа,
разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан
Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император, в его
отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.
Численность органа колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет
просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или
входили в него по должности (министры).
В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший
начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий
министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в
них усиливалась персональная ответственность руководителей и
исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.
В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил,
морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции,
народного просвещения. Новыми по существу были министерство внутренних дел
и министерство просвещения;
«В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» — документ,
подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров
определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная
верховной императорской власти.
Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором,
высшие чиновники министерств — императором по представлению
министра, низшие — министром. В 1837 г. в связи с делением уездов н
а более
мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется
полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская
сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав
опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и
цесятских и на вотчинную полицию помещиков.
В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных
учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал
«Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», принятый
в 1832 г.
В одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти 3,5
тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками. Судами второй
инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата
гражданского суда выполняла также функции нотариата. С 1808 г. стали
образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о
торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды:
военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные
крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий.
Заключение:
Заканчивая контрольную работу можно сделать вывод о том, что абсолютизм
оставил след в истории России; в России изменилось государственное
устройство, изменяется правовой статус дворян ,появляются новые социальные
группы , утверждаются новые государственные органы .Наконец ,за это время
Россия становится империей и к ней присоединяются такие республики как:
правобережная Украина, Прибалтика ,Крым ,Беларусь ,Грузия ,Казахстан .
Формируется новая система права .Абсолютизм коснулся религии и церкви .
Возникают новые сословия .
И хотя абсолютизм в России попал на тот период, когда в стране
существовало крепостничество, еще одной положительной чертой абсолютизма
стало то ,что в ходе реформ того периода крепостничество ликвидируется .
А к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий,
подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные
качества, которые позднее — в XVIII в. — проявились, окончательно обнаружив
себя при Екатерине II. Это по крайней мере относится к дворянству,
получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.
Список использованной литературы:
1. Абсолютизм в России. – М., 1963.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
3. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. – М., 1986.
4. Реформы в России ХУ1-ХХ вв. Сб. статей. – М., 1992.