От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена

От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к
равноправному сотрудничеству России и единого Йемена. ( Абдулсамад Абдулла
Ахмед, соискатель ученой степени кандидата исторических наук, кафедра
теории и истории международных отношений С-ПбГУ)

Отношения России и Йемена в сфере экономики вплоть до 1990 г.
оценивались с точки зрения объема кредитов, помощи и товаров, которые СССР
представлял двум йеменским государствам – Йеменской Арабской Республике и
Народной Демократической Республике Йемен. Поскольку обратный процесс не
имел места, можно утверждать, что отношения в этой области носили
односторонний характер. Однако, период, последовавший за развалом СССР,
поставил экономику России перед лицом многочисленных кризисов,
спровоцированных советским наследием, что ослабило ее настолько, что
задолженность по зарплате и внешний долг оценивался в 150 миллиардов
долларов, а доходы гражданина постсоветской России не покрывали и половины
его самых насущных потребностей. В 1992 г. показатель инфляции оценивался в
2000%, а курс национальной валюты по отношению к доллару обрушился с 180
рублей за доллар в 1992 г. до примерно 5400 рублей за доллар к 1996 г[1].
Все это превратило Россию из страны – кредитора в страну – должника,
из государства, которое когда-то оказывало безвозмездную помощь, выдавало
ссуды и кредиты, в государство, которое теперь само нуждалось в подобной
помощи.
В этот же период произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единое
государство. Внутриполитическое положение объединенного Йемена в первые
годы его существования было крайне тяжелым. Сумма этих факторов сделала
невозможным для йеменской и российской стороны выполнение даже минимальных
объемов торговых соглашений, подписанных еще во время существования СССР.
Так случилось с соглашением, подписанным в Сане в феврале 1991 г., которое
касалось вопроса учреждения постоянного советско-йеменского
правительственного комитета по торгово-экономическому, техническому,
научному и культурному сотрудничеству, который вплоть до настоящего момента
не провел ни одного заседания.
Важнейшие же контакты Йемена и России в сфере экономики в период 90-х
годов XX в., можно свести к следующему:
В 1992 г. состоялось подписание технического и финансового соглашения
между Главным учреждением портов Йемена и российской компанией
«Техноэкспорт», целью которого было строительство пристани длиной 450 м в
йеменском морском порту Салиф и углубление порта до 46 футов для
обслуживания судов водоизмещением в 50 тысяч тонн. Общая стоимость этого
контракта составляла 38 миллионов долларов. Работы начались в 1993 г.
В ноябре 1997 г. в Парижском клубе кредиторов 80 % йеменского долга
России, который составлял 6,7 миллиардов долларов, были списаны. К
оставшимся 20% были применены Неапольские условия, которые предписывали
аннулирование двух третей от этих 20% и постепенную выплату последней трети
в течение длительного срока. Это событие получило широкий резонанс. Многие
экономисты и чиновники в Йемене и России рассматривали произошедшее как
устранение препятствия, которое мешало развитию отношений Йемена и России.
Наконец, некоторые российские источники говорили, что проблема остаточного
йеменского долга была полностью разрешена путем погашения его во время
осуществления в Йемене проектов приватизации[2].
В настоящий момент имеется ряд показателей, свидетельствующих о том,
что Йемен и Россия стремятся развивать двусторонние экономические
отношения. В Йемене сейчас существуют четыре филиала российских компаний,
три из них – филиалы государственных компаний, и один представляет
акционерную компанию. В нефтяной сфере их задачи лежат в рамках подрядов и
строительства, а в сфере разведки и исследований они осуществляют различные
подряды и капиталовложения.
В Йемене сейчас работают 18 торговых представителей российских
компаний и промышленных предприятий, цель деятельности которых –
распространение и сбыт ряда российских товаров: промышленное оборудование,
средства передвижения, лекарства и медикаменты, домашние электроприборы и
др.
Совсем недавно Йемен представил России семь проектов торговых
соглашений, нацеленных на активизацию экономических отношений между
стра
нами. В настоящий момент они изучаются ответственными органами и
готовятся к подписанию. Таким образом, Йемен надеется, что эти соглашения
откроют российским компаниям доступ к йеменскому рынку, а, особенно, к
сотрудничеству в таких областях, как нефтяная и газовая промышленность,
электроэнергетика, сельское хозяйство и ирригация. Россия также выражает
свое желание и готовность развивать эти связи. Президент Общества Российско-
йеменской дружбы заявил, что он ознакомился с представленными проектами,
которые будут осуществляться в свободной экономической зоне Йемена, и что
он уже особо отметил два проекта – проект строительства рыболовецкого порта
и рыбоперерабатывающих предприятий, а также совместное проведение геолого-
разведочных работ в районе одного из нефтяных залежей. Кроме того, было
заключено соглашение об отправке научно-исследовательского судна с целью
поиска мест скопления рыбы.[3]
Становится очевидным, что в ближайшее время мы станем свидетелями
заметного развития российско-йеменских экономических отношений. К такому
выводу нас подталкивают целевая установка России на распространение своих
капиталов за рубеж и желание Йемена привлечь в свою экономику как можно
больше государств и предприятий
Как сообщил бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов на
встрече с йеменским президентом в декабре 2002 г., Россия и Йемен заключили
соглашение о взаимной защите капиталовложений. По словам Касьянова,
Правительство России готово поддержать усилия российских компаний по
осуществлению проектов в Йеменской Республике. В настоящее время российские
компании развивают экономическое сотрудничество с йеменскими фирмами в
энергетической сфере, строительном комплексе, а также в проведении
ирригационных мероприятий, строительстве и эксплуатации портовых
сооружений. Президент Йемена Али Абдулла Салех в свою очередь сказал, что
его республика заинтересована в привлечении российских инвесторов и
отметил, что в Йемене действует лояльное законодательство, которое позволит
обеспечить защиту инвестиций российских компаний, поступающих в экономику
республики[4].
Не менее пристального внимания заслуживают отношения между
Йеменом и Россией в военной сфере. Начиная с 1990 г., их можно разделить на
два этапа: этап практически полного прекращения этих отношений и этап
восстановления и ускоренного развития связей в этой области.
Первый этап охватывает период с 1990 по 1997 г. В это время
отношения между Российской Федерацией и Йеменом переживали период
охлаждения, а иногда даже вовсе прерывались. Причиной этого были события,
происходившие в Йемене и России: Йемен не мог в этот период оплатить ни
одну сделку вследствие крушения экономики, в то время как задолженность
Йемена России, оцениваемая в 80 % от общей суммы долга в 6,7 миллиардов
долларов, не давала России права заключать со страной контракты на
поставку вооружений. Все это происходило в тени удушающего экономического
кризиса в России, который стал причиной остановки нескольких военных
заводов. В этот период можно говорить о предельном сокращении
сотрудничества в военной сфере, которое на тот момент ограничивалось
приездом в Йемен время от времени русских специалистов, которые должны были
осуществлять ремонт ранее поставленной техники и обучение йеменских
военных.
Второй этап начался в 1998 г. и продолжается по настоящее время.
С начала 1998 г. происходят первые шаги на пути к сближению Москвы и Саны в
рассматриваемой области. Первой ласточкой этого процесса был приезд в Йемен
26 марта 1998 г. российской делегации, возглавляемой генерал-майором В. А.
Пахомовым, заместителем российского министра по внешнеэкономическим связям.
Стороны обсудили перспективы военно-технического сотрудничества. Президент
Йеменской Республики встретился с членами делегации. Очевидно, этот визит
проложил путь к урегулированию по ликвидации задолженности, большую часть
которой составляли долги за поставки военной техники. За этим последовало
подписание 25 сентября 1999 г. в Москве соглашения по реструктуризации
йеменской задолженности, чему предшествовал приезд в столицу Йемена г. Сана
военной делегации от Министерства Обороны Российской Федерации во главе с
Начальником Генерального Штаба РФ 10 июля 1999 г
. С началом 2000 г.
развитие отношений приняло более серьезный характер. Йеменский Министр
Обороны Мухаммад Дейф Алла в сопровождении Начальника Воздушных Сил и
Воздушной Обороны Йемена и заместителя Начальника Штаба по делам
планирования нанесли в Москву в марте 2000г. официальный визит. Ответом на
это был аналогичный визит с российской стороны: Сану посетил Министр
Обороны России Игорь Сергеев с целью участия в празднествах по случаю
десятилетия со дня восстановления единства страны.
Однако развитие отношений между странами в военно-технической
сфере не ограничивалось лишь обменом делегациями. Во время этих визитов
был достигнут ряд важных соглашений в сфере военного сотрудничества. Среди
заключенных сделок можно назвать контракт 1999 г., в соответствии с которым
Йемен должен был получить 14 самолетов типа «Су-27» и поставки по которому
начались в 2001 г., а также контракт, заключенный в мае 2000 г. на поставку
30 танков российского производства типа «Т-72».[5]
Что же касается самого крупного контракта, который был заключен
в этот период и который неоднократно упоминали СМИ, то это соглашение,
подписанное в феврале 2000 г. на сумму 1,5 биллиона долларов, в
соответствии с которым Йемен должен был получить 40 самолетов марок
«Сухой», «Миг» и «Ми» новейшей разработки, а также 5 ракетных комплексов
«Земля-небо» С-300, 100 танков «Т-72», 100 модернизированных единиц для
транспортировки войск, 20 установок морского базирования «Симарш» для
запуска ракет и ракеты лазерного наведения «Корунд», пробивающие броню. [6]
Уже во время визита Министра Обороны России в Сану на
переговорах с Президентом Йемена Али Абдуллой Салехом и йеменским министром
обороны были заключены предварительные соглашения относительно дальнейшего
увеличения поставок российского оружия и военной техники, а также
относительно возможности обучения молодых йеменцев в военных академиях
России и увеличения числа военных специалистов, командированных в Йемен.
Развитию российско-йеменских отношений в военно-технической сфере во
многом способствовало стремление Йемена обновить свои вооруженные силы,
ввести в использование новейшее оружие. Оплата этих сделок стала возможной
благодаря резкому увеличению цен на нефть и сохранению их на высоком уровне
в последние годы. С другой стороны было стремление России увеличить объем
экспорта своих вооружений, который является одной из важнейших статей
национального дохода.
Во время визита в Россию президента Йеменской Республики Али Абдуллы
Салеха в декабре 2002 г. на встрече с Владимиром Путиным стороны
договорились об укреплении долгосрочных военно-технических связей. Кроме
того, было подчеркнуто, что Россия и Йемен будут наращивать сотрудничество
в торгово-экономической и научно-технической сферах, активизируют свои
связи в нефтегазовой и топливно-энергетической отраслях, транспорте,
гидротехнической и строительной сферах, включая выполнение производственно-
технических работ и подготовку кадров. Будет поощряться взаимодействие
компаний и других предпринимательских структур обеих стран в области
капиталовложений путем обеспечения защиты инвестиций и создания для этого
благоприятных условий. Стороны будут расширять координацию в международных
финансовых, торговых и экономических организациях, стимулировать проведение
семинаров, научно-промышленных и торговых экспозиций и выставок в двух
странах[7].
Новый импульс российско-йеменские экономические отношения получили на
недавно состоявшейся в Санкт-Петербурге встрече Али Абдуллы Салеха с
губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. Стороны обсудили различные
аспекты взаимоотношений двух стран, а также договорились об установлении и
развитии побратимских связей между Санкт-Петербургом и городом Аденом,
являющимся экономической столицей Йемена[8].
Сотрудничество между Россией и Йеменом должно развиваться исходя из
обоюдных интересов и с учетом реалий рыночной экономики, а также тех
изменений, которые произошли на мировой арене. Решение этой насущной задачи
требует глубокого осмысления огромного опыта советско-йеменских отношений,
начало которым положил Санский договор 1928 года. То, что этот опыт должен
быть оценен в целом с положительной стороны, не подлежит никакому сомнению
.
Йеменский народ знает, что ни дореволюционная Россия, ни Советское
государство — в отличие от ряда западных держав — никогда не проводили по
отношению к Йемену, как и другим странам арабского мира, политику
колониальной экспансии и не преследовали захватнических целей. В наши дни,
когда и советская эпоха, и эпоха разделенного существования йеменского
народа стали историей и на них можно посмотреть “со стороны”, есть
возможность оценить этот опыт объективно, с учетом не только преобладающих
положительных его сторон, но и недостатков.

————————
[1] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 132(на
арабском языке).
[2] Там же. С. 136.
[3] Интервью Президента общества российско-йеменской дружбы йеменскому
информационному агентству « Саба». Сана. Март 2001. (на араб.яз).
[4] Информация с сайта компании Брокеркредитсервис // [email protected] //
18.12.2002
[5] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 142.(на
арабском языке)
[6] Поставки оружия в Йеменскую Республику // Газета «аль-Хаййат». Лондон.
22.03.2000.(на арабском языке).

[7] По данным информационного агентства «Интерфакс-АВН». 18.12.2002.
[8] «А.А.Салех начал визит в Россию с Санкт-Петербурга» // г. «26
сентября». Сана. 08.04.2004. (на араб.яз.)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.