Конституционное право

Современный гуманитарный институт.

Самарский филиал.

Курсовая работана тему:
«Наука государственного конституционного права».

Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации.

Исполнитель студент гр. Ю327-07
Курнев Д.Е.

г.Самара
1998 г.
Содержание

стр
1. Введение 1
2. Понятие науки конституционного права 2
Предмет науки конституционного права 4
Система знаний науки 6
Источники науки конституционного права 9
Методы науки конституционного права 11
История и развитие науки 13
Выводы 19

Введение.

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного
(государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом
волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы
уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России
несмотря на отсутствие конституции наука государственного права
существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён
определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная
наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права».
Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью
отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-
ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя
произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к
общественным наукам.
Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача —
построение правового государства. При решении этого вопроса повышается
актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена
науке конституционного права, как науке изучающей устройство и
функционирование государства и его органов.
Признание новых приорететов человеческих ценностей, освобождение от
глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.

2. Понятие науки конституционного права.

Наука конституционного права является составной частью всей правовой,
юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных
наук. Науку конституционного права, несмотря на тесное взаимодействие,
следует отличать от одноимённой трасли права.
Наука конституционного (государственного) права — это отрасль
правоведения (государствоведения), которая изучает государственно-правовые
нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т. е.
госудрственно-правовые отношения[1. C.21]. Изучение правовых явлений входит
в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен
своеобразный подход к изучаемому объекту, различеая степень абстрактности,
уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод
изучения.
Как юридическая наука, конституционное право Роосийской Федерации
изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного
устройства Российской Федерации, правовго положения человека и гражданина,
способа организациии деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления.
Формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с
которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо
конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и
гражданина и т. д. — всё это относится к сфере государственно-правовой
надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.
Так же немаловажно то, что наука конституционного права Российской
Федерации не прсто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в
основе государственного строя России, а призвана показать и доказать, как
указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное
выражение и воплащение в конституционном устройстве государства. Иначе
говоря, как наука она должна вывести из господствующих в общественных
отношений адекватную модель его организации. А это неизбежно предполагает
абстраргирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в
способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука
конституционногоправа освещает путь практике. Она призвана обосновать и
показать каким должнобыть усройство Российской Федерации при господствующих
в обществе общественных отношений. Поэтому наука конституционного права
имеет дело с осмыслением только таких государственно правовых норм, которые
адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна
предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права,
стимулирующих поступательное конституционное развитие общества и
государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать
государственно-правовые отношения[2, c.4].
Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и
общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической
науки, политической экономии, философии, которые носят методологический
характер. Наука конституционного права тесно связана с историей государства
и права России — наукой, изучающей прцесс исторического становления и
развития институтов конституционного права.
Данная наука связана и с наукой международного права. В связи с тем что
общепризнанные прнципы и нормы международного права согласно Конституции
1993 г. включены в национальную правовую систему, являются приорететными во
внутреннем законодательстве, государственно-правовые нормы и институты
должны быть согласованы с нормами международного права[1, c.23].

3. Предмет науки конституционного права.

У каждой из наук свой предмет. С учётом этого факта различают среди
юридических наук:: общетеоритические, исторические, отраслевые,
сравнительно-правовы, прикладные. Наука конституционного права относится к
числу отраслевых наук, основной отличительный признак которых состоит в
том, что их предметом является изучение одноимённой отрасли права. Эти
науки составляют наиболее многочисленную часть в ситеме юридических наук,
равную количеству отраслей права.
Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли
конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности,
формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее
конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль
соответствующих правовых институтов.
Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и
процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и
конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия
правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.
С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы
их взаимодействия.
Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера
общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.
На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования
необходимых пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было ни
чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, ни слишком узким,
оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые в
этом нуждаются.
Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом
развитии на общем фоне развития общества, присущих ему деформаций и
противоречий.
Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его
общественных отношений, определяется и характер основных теоретических
концепций науки.
К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как
теория народного представительства, сущность государственного,
национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм
государственного и территориального устройства.
Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности,
прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности,
конституционных основ организации гражданского общества, а также
теоретические исследования, связанные с .познанием систем государственной
власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других
начал, лежащих в их основе.
Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же
выводы и теоретические положения — ее содержание.

4. Система знаний науки.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой
систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно
обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих
выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития
различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Эти
теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства
предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни
теоретические выводы и положения служат основой для других.
Система науки конституционного права и представляет собой
упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов
теоретических положений, логическую связь между ними.Данная система не
формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета
научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль
права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует
самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой
стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли
в отдельностм. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в
целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их
реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых
отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и
свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.
Совокупность теоретических выводов, положений по всем названным выше
проблемам и составляет первый раздел в системе науки, посвященный
характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел
занимает первое место в системе, в силу того что без познания охватываемых
им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными
конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их
функциональное назначение, роль в общей системе правового регулирования.
Поскольку наука конституционного права является отраслевой, поэтому ее
задачей является познание сущности, юридических свойств, функций основного
источника отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе.
Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и
составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ
конституционного развития государства.
Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс
теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-
правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое
количество теорий, концепций, связанных с исследованием проблем сущности
Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления,
системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества.
К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных
принципах гражданского общества, экономических отношениях, принципах
хозяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.
Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические
разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности,
статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.
Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе
отрасли, охватываются общим понятием — «Основы правового статуса человека и
гражданина».
Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая
совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений,
в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю
теоретическую разработку проблем федерации, автономии.
Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права,
объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем
государственной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их
построения, сущность и конкре-тые формы реализации принципа разделения
властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок
деятельность представительных органов, избирательную систему,
законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с
конституционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение
конституционных основ местного самоуправления
Таким образом, система науки в своей основе соответствует системе
отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может
сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых
институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место
и роль в системе права.
Конкретный перечень проблем того или иного раздела науки не является
раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением
общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего
теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие.

5. Источники науки конституционнго проава.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права
опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются
факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых,
содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или
опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.
Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы,
имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов
общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в
процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения
науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.
Источниками науки конституционного права являются и правовые акты,
содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает
Конституция Российской Федерации.Наука выявляет и теоретически обосновывает
заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в
конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними
взаимосвязи.
Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не
имела источником научного познания практику, те процессы, которые
происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и
институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная
практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых
отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся
общественно-политическая деятельность[3, c.35]. На основе изучения и
обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность
действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы
совершенствования конституционного законодательства.
Помимо этого, к источникам науки необходимо отнести и законодательства
зарубежных стран и международно-правовые договоры соглашения и т.п. [1,
c.24].

6. Методы науки конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение
имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Эта наука в
своих исследованиях использует научные методы материалистической
деалектики, формально-логического анлиза и системного анализа[1, c.23]. Они
разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный,
статистический, конкретно-социологический и др.
Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Это
необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для
научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями
общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые
и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном
этапе.
Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов,
выявляет их связь с общественными процессами, оценивает реальность их
влияния на претворение в жизнь намеченных и провозглашенных в качестве
незыблемых ценностей всей общественной структуры.
Наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-
правового законодательства. В настоящее время исторический метод познания
расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново
осмыслить историю развития государственного (конституционного) права
дооктябрьской России.
Наука конституционного права широко использует и срав-нчтельно-правовой
метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-
правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных
отношений. Это является важным инструментом в использовании положительного
опыта, накопленного в данной
области, выявлении наиболее эффективных моделей правового регулирования.
В сравнительном плане оцениваются нормативные акты различных стран мира,
государств, входящих в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-
правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости
исходных основ, на базе которых начинали формироваться их самостоятельные
правовые системы.
В научных исследованиях необходим системный подход к объектам,
составляющим предмет изучения. Наука рассматривает саму отрасль
конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет
составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается
анализу и система каждого правового института.
Большое внимание уделяется и определению места отрасли в общей системе
права Российской Федерации, ее соотношению с другими отраслями. Это
способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению
конституционно-правовых отношений от других видов, облегчает право-
применительную деятельность.
Статистический метод помогает выявлять эффективность действия правовых
норм, определять их влияние на общественные процессы. Количественный фактор
— важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых
правовыми нормами. Поэтому наука анализирует статистические данные,
касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных
отношений, и на основе их делает необходимые выводы. Так, научный интерес
имеют данные об участии избирателей в выборах, уровне их активности;
количественные показатели о формах связи депутатов с избирателями и т. п.
Обрабатывая данные подобного рода, наука обосновывает систему
правовых, политических и организационных мер, могущих способствовать
преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в
демократических по форме правовых установлениях.
Метод конкретно-социоцогических исследований предполагает
обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой
происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом обеспечивается
выявление условий, бездействующих на развитие общественного сознания,
формирование общественного мнения, определяющих поведенческие установки
граждан в отношении содержания тех или иных правовых норм. В задачу науки
входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы правовых
отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое
развитие[3, c.36].

История и развитие науки.

Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука
государственного права существовала и развивалась. В основном развитием
этой науки занимался профессорско-преподавательский состав юридических
учебных заведений. При написании учебников по государственному праву им
использовался не только опыт государственного строительства России, но и
обширный материал по конституционному законодательству зарубежных, в
основном европейских государств.
В учебниках и научных монографиях на основе этого опыта российскими
государствоведами разрабатывались конституционно-правовые теории
преобразования самодержавия в конституционную монархию.
В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным
постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского
учения о праве, государстве, демократии. Только в их параметрах
допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.
Вопросы, изучаемые наукой государственного права в тот период,
рассматривлись ею на основе марксистско-ленинского анализа общественных
процессов; они изучались во взаимодействии с этими процессами, исходя из
социального содержания и политической направленности самих норм и
институтов.
Методологическую основу науки того времени составили работы К. Маркса, Ф.
Энгельса, В.И. Ленина по вопросам социалистического государства и права. В
этих работах были сформулированы принципиальные положения: о диктатуре
пролетариата, социалистическом государстве,руководящей роли рабочего класса
и коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве,
о роли народных масс в управлении государством; о положении личности в
социалистическом обществе, единстве прав и обязанностей граждан; о
принципах и формах национального устройства при социализме; о пролетарском
интернационализме и социалистическом федерализме; о системе органов
социалистического государства и многие другие.
Эти теоритические идеи легли в основу деятельности по созданию и развитию
социалистического государства и права. Они также составили методологическую
основу развития науки государственног (конституционного) права на весь
социалистический этап развития Российского государства[1, c.24].
Исключительная роль в создании и развитии науки советского перида
принадлежала КПСС. В решениях её съездов и Пленумов ЦК содержались
принципиальные положения, являющиеся отправными для развития общественных
наук, ибо, как тогда было принято считать, в этих решениях обобщён
исторический опыт развития общества, естественно, в партийных документах
были сформулированы и основные положения, относящиеся к развитию
государственного права.
Наука советского государственного права была глубоко партийна[4, c.6]. Для
науки того времени было характерно что исходные положения и выводы, которые
должны были увенчать любые исследования, заключались в признании
социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось
подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком,
достигнуто морально-политическое единство народа — новой исторической
общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью
общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли
КПСС — ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические
установки марксизма-ленинизма носили директивный характер для
государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой.
В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от
названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их
основе. Поэтому для научных исследований в методологическом плане была
характерна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением
социалистических идеологических постулатов.
Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований
государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические,
политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны
большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли
государственного права. Это относится прежде всего к общетеоретическим
проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета,
способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-
правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по
проблемам источников государственного права, обоснования юридического
значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.
Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве,
санкций, присущих этой отрасли.
Серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-
правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета,
общих вопросов народного представительства, форм непосредственной
демократии, проблем правового статуса личности.
Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для
дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего
государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных
положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового
регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.
Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных
теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и
текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их
содержания.
Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с
разработкой конкретных законодательных актов, проблем систематизации
государственно-правового законодательства, планов законодательных работ.
Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в
состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как
общетеоретические аспекты государ-ствоведения, так и специфические,
присущие каждой данной национальной республике. Научные разработки
концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских
академий наук, в высших юридических учебных заведениях.
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств,
формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали
новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается
ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с
отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от
признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки
государственного права, она освобождается от догматического подхода к
исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки.
Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная
для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в
основу развития общества на современном этапе.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования
гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления,
присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии
одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа
однопартийности, становятся отправными принципами конституционно-правовых
исследований.
Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования
экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования,
признание множественности форм собственности, в том числе, частной
собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу
конституционных положений в этой сфере.
Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются
теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование
концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме
закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую
характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов[3,
c.38].

Выводы.

В настоящее время ведущее место науки государственного (конституционного)
права определяется значимостью государственного права как отрасли права. В
связи с новым этапом развития государственного-конституционного права в
нашей стране, в последнее время несомненно расширилась и сфера деятельности
соответствующей науки. В связи с этим наметился ряд проблемных вопросов,
требующих рассмотрения. Среди них, например, вопросы её предмета и
метода, места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы
методологии и частных методов исследований в этой области. Мало
исследований истории развития науки государственного права. В связи с
провозглашением идеологоического многообразия нуждаются в новых
исследованиях, по существу, все основные институты и понятия
государствоведения.
Самой острой проблемой указанной науки сегодня являетсяразработка
рекомендаций по совершенствованию законодательства для нового исторического
этапа развития Российской Федерации.

Список литературы.
Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской
Федерации. Учебник. — М., 1997.
Коваленко А.И. Наука государственного конституцион-ного права Российской
Федерации. — М., 1995.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. —
М.,1995.
Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. — M.,1971.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.