Специальные административно правовые режимы

План.

Стр.
I. Специальные административно-правовые режимы. 3
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
4
2. Чрезвычайное положение. 5
3. Военное положение. 9
4. Режим охраны государственной границы. 10
5. Режим секретности. 11
Список используемой литературы. 13

I. Специальные административно-правовые режимы.

Административно-правовой режим — это определенное сочетание
административно-правовых средств регулирования, опосредствованное
централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.
Во всех административно-правовых режимах следует различать две
взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.
Содержательная сторона — это причины и цели существования режима, его
организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.
Юридическая сторона — кто, на какой срок, на какой территории
устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система
режимных обязанностей и прав.
Все специальные административно-правовые режимы, как правило,
ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть
чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
Развитие человеческого общества представляет собой, как известно,
очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его
жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных
противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой
возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов,
экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают
условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они
грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют
безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых,
организационных, экономических, материально-технических.
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность
опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно
важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего
урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы
чем те, которые действуют в обычных условиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка
юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные
(экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым
режимам.
Чрезвычайный режим — это специальный правовой режим жизнедеятельности
населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования
органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.
Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления,
являются:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
2. Чрезвычайное положение.
3. Военное положение.
4. Режим охраны государственной границы.
5. Режим секретности.

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994
года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией
понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована
единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и
местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и
местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.
Непосредственное государственное управление в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы
исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению
чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,
осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным
организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-
технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования
отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила
безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также
правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.
В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные
неотложные работы.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) — МЧС
России — является
специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего
профиля.
Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и
организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и
необходимостью их ликвидации.
Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при
обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может
ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к
ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации,
других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и
функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий,
катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов
исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует
формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в
результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две
группы:
а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации
их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение
важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

2. Чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем,
утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457.
Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации
вводится в установленном законом порядке компетентными государственными
органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и
юридические (правовой акт) основания возникновения данного правового
режима.
Главное в его содержании:
— ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;
— изменение системы государственной власти путем образования
новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление
дополнительных полномочий.
Чрезвычайное положение — это предусмотренный Конституцией РФ особый
правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и
регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций,
временно допускающий установленные ограничения в осуществлении
конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц,
возлагающий на них дополнительные обязанности.
Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение
безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф,
эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан,
конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих
угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной
власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия.
Цели введения режима чрезвычайного положения:
— нормализация обстановки;
— восстановление конституционных прав и свобод граждан, а
также прав юридических лиц;
— восстановление нормального функционирования конституционных
органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других
институтов гражданского общества;
— оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям;
— ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастроф,
стихийных бедствий.
Законодательство РФ определяет основания объявления
чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств,
используя следующие критерии:
а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для
жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных
институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного
положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную
угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления
чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или событий;
применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления
реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз
устранение такой угрозы;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации:
общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и
общества;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой,
чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу
обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее
урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
Условия введения чрезвычайного положения:
— стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии,
создающие угрозу жизни и здоровью населения;
— массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием
над гражданами, ограничивающие их права и свободы;
— блокирование или захват отдельных особо важных объектов или
местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную
деятельность органов государственной власти и управления, местного и
регионального самоуправления;
— попытка захвата государственной власти или изменения
государственного строя РФ насильственным путем;
— посягательство на территориальную целостность государства,
угрожающих изменению его границ;
— необходимость восстановления конституционного правопорядка и
деятельности органов государственной власти.
На период действия ЧП могут вводиться следующие меры:
— установление особого режима въезда и выезда, а также
ограничение свободы передвижения по территории, где введено ЧП;
— ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
— усиление охраны общественного порядка и объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
— запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и
демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;
— запрещение забастовок.
В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе,
эпидемии, эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения,
дополнительно к основным мерам принимаются следующие меры:
а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с
обязательным предоставлением им стационарных или временных помещений;
б) временное запрещение строительства новых, расширения действующих
предприятий и других объектов;
в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-
эпидемиче-ских мероприятий;
г) введение особого порядка распределения продуктов питания и
предметов первой необходимости;
д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений,
организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство
необходимой в условиях ЧП продукции, иные изменения производственной
деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и
восстановительных работ;
е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций,
независимо от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств;
ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных
предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит
нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением
или своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими
обязанности указанных руководителей.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения
неотложных аварийно-спасательных работ, допускается привлечение
трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения
указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда.
Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к
работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.
Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке
захвата государственной власти насильственным путем, то дополнительно
вводятся следующие меры:
— введение комендантского часа (запрещается находиться на
улице и в других общественных местах без специально выданных удостоверений
личности в установленные часы суток);
— приостановление после соответствующего предупреждения
деятельности политических партий, общественных организаций, массовых
движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность
препятствует нормализации обстановки;
— ограничение или временное запрещение продажи оружия,
ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;
— временное изъятие у граждан зарегистрированного
огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий,
учреждений и организаций — учебной военной техники, взрывчатых,
радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих
химических веществ;
— введение цензуры, ограничение на выпуск газет;
— проверка документов у граждан, а в необходимых случаях —
проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и
грузов, служебных помещений и жилья граждан;
— высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся
жителями данной местности, вместо их проживания или за пределы местности,
где введено ЧП за их счет;
— особые правила пользования связью;
— запрещение изготовления и распространения информационных
материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.
Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП,
естественно, сами справиться не могут. И поэтому все государственные
органы, органы местного территориального самоуправления, предприятия,
учреждения, общественные объединения и организации, а также граждане на
этой территории обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их
решения.
Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением.

3. Военное положение.
Возможность его введения предусмотрена также Конституцией
Российской Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской
Федерации.
Режим военного положения должен определяться федеральным
конституционным законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в
первом чтении законопроект «О военном положении», но он еще не принят.
Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения
военного положения, особенности организации государственной власти на
территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации
федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения,
привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил,
воинских формирований, организации гражданской обороны и правовое положение
граждан в период военного положения.
Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,
очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении
роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории,
где введено военное положение. В местностях, объявленных на военном
положении, полномочия представительных и исполнительных органов
государственной власти в области обороны, охраны государственной и
общественной безопасности сосредотачиваются в руках органов военного
управления.
Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной
на военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного
управления, военному командованию в использовании всех возможностей для
обеспечения государственной и общественной безопасности.
Режим военного положения предполагает введение определенных
ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей,
которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно-
квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений,
введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)
В условиях военного положения может изменяться организация управления
различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и
средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и
общественного порядка под руководством военного командования, у которого
сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.
Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы
организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть
сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно
правоохранительных и военных органов.
4. Режим охраны государственной границы.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания
необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных
средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых
общественно — политических, культурных и других мероприятий;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во
внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных
(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их
плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)
Часть 2 исключена. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое
ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и
в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона
местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше,
морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных
рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.
В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов,
санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений
(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного
водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного
массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются
предупреждающие знаки.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным
государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона
может не устанавливаться.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки
устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и
войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях
субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)
В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод
Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия
предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в
отношении которых те или иные из указанных правил действуют,
устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию со старшими должностными лицами
органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на
территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).

5. Режим секретности.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993
г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г.),
Законе Российской Федерации «О безопасности», Указе Президента РФ №1203 от
30 ноября 1995 года об утверждении «Перечня сведений, отнесенных к
государственной тайне», «Положении о Межведомственной комиссии по защите
государственной тайны» №71 от 20.01.96.
Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ
к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В
зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими
ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну.
Защита такой информации от нежелательного распространения обеспечивается
нормами морали и права.
Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный
доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности страны.
Информация тесно связана с ее носителями — материальными объектами, в
которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое
отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и
процессов.
Можно назвать следующие признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может принести ущерб государственным
интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к
государственной тайне, закреплены в законодательстве;
4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными
принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный административно-
правовой режим — режим секретности.
Итак, секретность — важное средство обеспечения государственной
безопасности.
Список используемой литературы.

1. Положение Правительства РФ № 457 «О чрезвычайном положении» от 6
мая 1994г.
2. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»
от 14 июля 1992г.
3. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993г.
4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993г.
5. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г.
6. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных
Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997.
8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК», 1996.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.