Голые факты о бизнес-кредитах. Часть 3
Правительство, по поручению В. Путина, разработало комплекс мер, которые по задумке должны несколько увеличить доступность заёмных средств для бизнеса. Говоря абстрактно о возможности поддержки правительством кредитования, можно выделить две стратегии. Первая – это поддержка банков, с тем, чтобы они могли внедрять на рынок лучшие кредитные продукты, вторая – поддержка самих предпринимателей в части субсидирования процентных ставок и предоставления поручительств по уже существующим кредитным предложениям.
Помогаем банкам, а не заемщикам
Пока правительство идёт по первому пути – из числа предложений можно отметить новацию касаемо расширения возможностей секьюритизации кредитов. Иными словами, банки получат возможность привлекать финансирование под залог ценных бумаг, обеспеченных его кредитным портфелем. То есть банк, имея на балансе выданные потребительские кредиты, кредиты малому бизнесу и прочие однородные ссуды, сможет выпускать ценные бумаги, обеспеченные ими, с последующей возможностью продажи таких ценных бумаг или предоставления их в залог при получении межбанковских кредитов. Это, вероятно, поможет банкам самим получать финансирование в больших объёмах под меньшие ставки.
Другой ряд мер предполагает снижение издержек коммерческих банков путём уменьшения срока архивного хранения документов и перевода ряда отчётных документов на электронный документооборот. Кроме того, предлагается упростить процедуру реализации залогов по дефолтным кредитам.
Голые факты о бизнес-кредитах. Часть 1
Голые факты о бизнес-кредитах. Часть 2
Безусловно, предлагаемые меры хороши для банков. А вот насколько они простимулируют повышение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса – вопрос крайне спорный. То, что у банков улучшится ситуация с ликвидностью, само по себе не гарантирует стремления заметно снизить кредитные ставки для предпринимателей, ведь банки никто не лишает возможностей наращивать объёмы более высокомаржинальных видов кредитования, таких как розничные кредиты физическим лицам. Текущая величина процентных ставок и высокий уровень требований к клиентам диктуется не плохими или несознательными банками, а экономической целесообразностью. Условия кредитования являются отражением, прежде всего, уровня совокупного риска по конкретному сегменту клиентов. Если банкам дать более дешёвых денег – да, возможно, что-то изменится, но изменения не будут носить тектонического характера. Для того чтобы банки действительно массово снизили ставки по бизнес-кредитам, должны серьёзно снизиться риски по предпринимательской деятельности.
В условиях стагнации экономики, отрицательного сальдо инвестиций, постоянно подвергающейся критике судебной системы и при прочих вещах, о которых говорят постоянно, вряд ли малый и средний бизнес будет чувствовать себя стабильнее в обозримой перспективе, а значит, риски дефолтов по взятым кредитам будут примерно на том же уровне, что и сейчас. Таким образом, меры поддержки, применяемые к банкам, скорее всего, не будут стимулировать финансовые организации кредитовать бизнес по улучшенным условиям – высвободившиеся средства банки пустят на более доходные или менее рисковые операции либо произойдёт некоторое снижение ставок и оживление рынка. Маловероятно, что значимое число предпринимателей на своей шкуре почувствуют желаемое чиновникам «повышение доступности кредитов для малого бизнеса».