Анкетирование
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
1. Социологический исследовательский
проект……………………… 3
2. Опрос……………………………………………………………………………… 4
2.1. Социологическая анкета как
инструмент сбора информации. 6
2.1.1.Композиция анкеты…………………………………………………… 7
2.2. Интервью………………………………………………………………. 10
2.2.1.Факторы смещения или искажения
информации при интервьюировании. 11
3.Основные преимущества анкетирования
и интервьюирования. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 14
ВВЕДЕНИЕ
Превращение отечественной социологии в
одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности
обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и
профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие
научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией.
Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся
аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной
общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление
практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений
социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения
изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического
инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической
структуры реализации социологического исследовательского проекта.
1. Социологический
исследовательский проект.
Социологическое исследование – это
инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном
состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и
качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологический
исследовательский проект – это система научно –
исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных
явлений на основе фактологических данных.
Но
так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем
описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам
сбора данных, в т.ч. к проведению опроса
2. Опрос.
При
разработке метода сбора социологических данных происходит перевод
теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического
описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и
получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных
является опрос.
Опрос
представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при
котором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетность
опроса:
·
слабая
обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной
информацией;
·
исследуемые
явления мало доступны непосредственному наблюдению.
Варианты
опроса (по формам контакта):
·
личный
или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
·
индивидуальный
или групповой;
·
свободный
или формализированный, фокусированный (направленный);
·
устный
или письменный;
·
сплошной
или выборочный;
·
по
месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
Основные
элементы опроса:
·
социолог,
конструирующий инструментарий;
·
анкетер
или интервьюер;
·
анкета
или план интервью;
·
ситуация
опроса;
·
респондент;
·
социальная
реальность.
Основные
фазы опроса:
1.
Адаптация:
·
обращение;
·
начало
опроса.
2.
сбор
основной информации.
3.
Завершение
опроса.
Вопросы
различаются:
1.
По
содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);
2.
По
форме (прямые или косвенные);
3.
По
структуре (открытые или закрытые);
4.
По
функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).
Разновидности
опроса:
1.
Анкетирование
– опосредственный, письменный опрос;
2.
Интервью
– непосредственный, устный опрос;
3.
Экспертный
опрос – опрос компетентных лиц;
4.
Социометрический
опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных
отношений.
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора
информации.
Анкета (расследование) является одним из условий
получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения.
Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты
предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в
анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит
решить в ходе социологического исследования.
Следует
помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые
социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей
формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных
требований методики социологического исследования можно получить ошибочные
результаты.
2.1.1.Композиция
анкеты.
1.
Титульный
лист;
2.
Водная
часть;
3.
Основная
(содержательная часть);
4.
Социально
– демографическая часть.
Примечание: титульный
лист можно исполнять вместе с вводной частью.
В
вводной части описывается цель исследования, характер использования
результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует
также проанализировать вводную часть:
1.
Наличие
и правильность обращения респонденту.
2.
Удалось
ли кратко и ясно показать цель опроса?
3.
Сделано
ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
Примечание:
Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний,
например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так
как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
4.
Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
Примечание:
Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый
психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
5.
Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной
анкетой?
6.
Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
7.
Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в
опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к
опрашиваемым.
Вопросы
могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам
формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы
провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.
Ответы
на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для
выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым:
«Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В
этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает
его установка.
Структура
и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой
установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение
интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих
возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как
правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в
течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог
утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В
социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально –
демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном
положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных,
для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных
исследований и т.д.
2.2. Интервью.
Интервью
– это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного
целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
1.
Неформализированное
интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые)
формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов
нестандартизированы.
2.
Полуформализированное
– в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и
дополнительные.
3.
Формализированное
– вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием
карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в
формулировке и порядке постановки вопросов.
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.
1.
Влияние
индивидуальных особенностей интервьюера.
1.1.
различия в возрасте.
1.2.
различия пола.
1.3.различия
национальной принадлежности и профессии.
1.4.
негативное влияние фигуры, одежды, прически.
1.5.различия
образовательного уровня.
1.6.различия
в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.
2.
Стиль
поведения интервьюера.
2.1.
демонстрация собственной точки зрения.
2.2.
реакция на ответы и поведение опрашиваемого.
2.3.демонстраци
чувства превосходства над опрашиваемым.
3.
Неправильный
выбор места интервьюера.
4.
Неправильный
выбор времени для интервьюирования
5.
Неадекватное
восприятие интервьюера и опрашиваемым.
6.
Чрезмерная
длительность интервью.
7.
Запись
беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого.
3.Основные преимущества
анкетирования и интервьюирования.
анкетирование |
интервьюирование |
1. анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете |
1. интервью позволяет осуществлять наблюдение за поведением небольшого числа опрашиваемых |
2. на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды. |
2. в интервью может быть создана более откровенная неформальная обстановка, атмосфера доверия. |
3. отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам. |
3. общение интервьюера с опрашиваемым обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу. |
4. при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты. |
4. Личный контакт интервьюера с опрашиваемым обеспечивает получение ответов на все вопросы, в то время как при анкетировании возможны пропуски вопросов. |
5. анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией. |
5. интервью может вестись как по заранее разработанным вопросам, так и свободно. |
6. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок. |
6. при использовании интервью существует уверенность, что на вопросы отвечает именно тот индивид, который определен требованиями выборки. |
В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр
навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется
подбор соответствующих людей и обучение особенностям интервью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капитонов Э.А.
Социология XX века, Ростов – на — Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.
2. Харчева В. Основы
социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос»,
1997. – 304 с.: ил.